Заря

Алексеевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Люди и судьбы

Детской школе искусств — 45! Разноцветный контрапункт или Как заставить Баха смеяться

Валентина САЛЕЕВА - бессменный хоровик школы искусств, преподаватель фортепиано, а в последние годы - и завуч, успех работы педагога видит в гармонии его исполнительского дарования и скрупулёзной методической проработки темы. Другими словами, научить ребёнка осмысленной игре на инструменте можно только в том случае, если эмоциональный посыл учителя подкреплён чётким знанием...

- Валентина Сергеевна, а сами вы из какой семьи?

- Мои родители, брат, его жена и племянники - все речники. Никаких музыкальных традиций в доме не было, и я, когда заканчивала чистопольскую «музыкалку» с острым желанием продолжить выбранную стезю, так и думала: не возьмут в музучилище - пойду в торговлю, какой-нибудь корабельный буфет. К счастью, поступила в Нижнекамске на дирижёрско-хоровой факультет и успешно окончила его. По распределению попала в Алексеевский район, год отработала в билярском филиале школы, который сама и открывала, а затем, когда приехавшая вместе со мной «хоровичка» из альметьевского училища вернулась домой, переехала вместе с портфелем нот в районный центр. Было это в 1981 году.

- С чего начали педагогическую карьеру?

- С поиска своего учительского языка. Пыталась нащупать собственный стиль в преподавании, подобрать ключик к ученикам, их характерам и талантам. Нагрузку мне дали приличную: хор в самой музыкалке, хоровой класс в средней школе, специальное фортепиано. Признаюсь, приступая к работе, я думала, что могу и умею всё. Со временем поняла, что это далеко не так, и поступила на заочное отделение казанского пединститута. Музфак дал хорошую базу: я уже знала, что мало самой понимать, как спеть или сыграть какую-то музыкальную фразу. Нужно суметь передать это понимание ребёнку, а это не всегда одноступенный процесс. Почувствовав некоторые силы, решилась съездить в альметьевское музучилище со своим хором. Казалось, выступили неплохо, но опытные педагоги указали мне на целый ряд недочётов, на которые я не обратила внимание.

- У некоторых после таких испытаний опускаются руки...

- Это не про меня. Я решила заняться вопросом вплотную: пересмотрела весь детский хоровой репертуар, проанализировала, какие именно мелодические и гармонические обороты даются детям с особым трудом, и на основании этого разработала хоровые упражнения для детей всех трёх возрастных групп. Начала со старшего хора, потому что в большинстве выступала именно с ним. Два года мы занимались по этим упражнениям, а потом вновь отправились на конкурс в столицу нефтяников. Заняли второе место, а председатель жюри, подошедшая к нам после выступления, сказала, что хор звучал очень профессионально: «Несколько раз пересматривала списки - думала, что это коллектив из какой-то городской школы». Так я поняла, что иду по верному пути, и что начинать надо с малышей.

- А с чем связан временный переход в общеобразовательную школу?

- Решила подкрепить практикой свой институтский диплом. Три года работы заместителем директора первой школы посёлка по внеклассной воспитательной работе дали хороший опыт сотрудничества именно с педагогами. Поэтому в ДШИ в 2006-м я вернулась уже завучем с понимаем того, как строится эта работа, и что это не просто составление расписания. Кстати, уроки хора в музыкальной школе я вести не прекращала.

- Организатор учебного процесса для не очень большой поселковой школы искусств тоже нужен?

- Безусловно. Дело ведь не в том, что в городской школе одних только преподавателей фортепиано может быть человек двадцать, да плюс остальные педагоги, и все эти часы нужно как-то координировать. На мой взгляд, не менее важно организовать педагогов для планомерных занятий методической работой, о чём и должен позаботиться завуч. Конечно, преподаватель со стажем может обучить ребёнка навыкам игры на инструменте опираясь только на собственный опыт. Он знает, как должны звучать произведения из учебной программы, вовремя укажет на ошибки. Но это будет уровень только своей школы. Если же педагог, готовя работу, займётся теоретическим обоснованием методики преодоления трудностей, например, при работе над развитием техники, с привлечением разно- образных источников, он существенно расширит свой преподавательский арсенал и качество его преподавания со временем станет значительно выше.

- С чего начали?

- Убеждала коллег в необходимости того, о чём мы только что говорили. За конкретную работу взялись с наиболее опытным преподавателем класса фортепиано Валентиной Зиннатуллиной, и сегодня со своими методичками она занимает призовые места на республиканском уровне. Следом подключились другие преподаватели, а также коллеги смежных отделений. Результатом стали победы учащихся на престижных конкурсах. Опыт методической работы пригодился нам в прошлом году, когда школа в числе других перешла на форму обучения согласно федеральным государственным требованиям. Требования нам предъявили, а вот программы пришлось готовить самим - я лично написала по теоретическим предметам девять программ. Все материалы прошли рецензирование в казанском музучилище и сегодня мы работаем уже по ним.

- Да вы просто молодцы!

- Спорить не буду (смеётся). Но если серьёзно, то когда на днях пришло положение о конкурсе авторских учебных программ, у меня уже были готовы две работы: особо отмеченная завучем музучилища программа педагога Юлии Тихоновой «Дополнительный инструмент синтезатор» и очень интересная работа опытного преподавателя, директора нашей школы Татьяны Гренадёровой о развитии музыкальных способностей у старших дошкольников. Есть несколько программ и в запасе, одну из которых хотелось бы представить отдельно. Известно, что полифонические произведения даются детям не просто: одновременно звучащие голоса в них равноправны и исполнять их нужно не как созвучия или аккорды, а как самостоятельные мелодические линии. Однако не каждый юный музыкант может проследить цепочки нот от начала и до конца произведения. Как помочь им быстрее освоить программу? Подумали и решили: взяли с коллегой Валентиной Зиннатуллиной в руки фломастеры и раскрасили прелюдию Баха в разные цвета: тему - в красный, контрапункт - в зелёный, противосложение - в фиолетовый и так далее. В результате строгая пьеса засияла радужными красками как кубик Рубика, а сам «Иоганн Себастьяныч» из насупленного классика в парике превратился в доброжелательного собеседника, делящегося с исполнителем своими эмоциями, мыслями и мечтами. Повторюсь, что интересные работы готовят также преподаватели художественного, танцевального и других отделений.

- Давно хотел задать такой вопрос: в чём причина популярности дополнительного образования в формате школы искусств?

- Плюсы здесь видны даже без глубокого анализа. Несколько направлений обучения под одной крышей очень удобны детям с разносторонними интересами. У нас много учащихся занимаются одновременно на двух отделениях: например, фортепианном и театральном или хореографическом и художественном. Если ребёнок может себя организовать, у него хорошая успеваемость - то почему бы и нет? Кроме того, дети перекрёстно знакомятся с разными сторонами мира искусства когда вместе готовят концерты, какие-то другие мероприятия. Помню, насколько ярким номером прошла однажды презентация художественного класса: дети со своими работами вышли на сцену, двигались под музыку. Каждый фрагмент композиции был продуман хореографом и режиссёром, в результате картины «заговорили», засветились свежими красками. Другой пример: наш школьный хор решил исполнить хит группы «Ricchi E Poveri» «Mamma Maria». Понятно, что статичная классическая подача здесь не годилась, поэтому педагог хореографии помог нам оживить исполнение этой весёлой песни оригинальным сценическим воплощением. Я уже не говорю о нашей группе «Fansi», выступающей в жанре популярной музыки. Подготовив вокальные партии, я передаю участниц группы в руки хореографа, который ставит танцевальные движения. Все эти возможности даёт нам содружество муз, прекрасно уживающихся друг с другом в учреждении под названием «Детская школа искусств».

- На свой любимый хор сегодня хватает времени?

- Работаем в полную силу. Сейчас готовимся к конкурсу имени Семёна Казачкова, который скоро пройдёт в Набережных Челнах.

- Есть ли какие-то особенности работы именно с детским хором?

- Самое главное - доступность репертуара. Ребёнок должен понимать, о чём он поёт, тогда он будет выступать свободно, без зажима, со своими искренними эмоциями. Кстати, в начале работы главной моей ошибкой было убеждение, что обучать детей пению нужно на сложных произведениях. А это не совсем верная позиция.

- Что ждёте от ближайшего будущего?

- Хочется, чтобы к нам в школу прибыли новые молодые специалисты. У каждого из нас накоплен определённый творческий багаж, который очень пригодился бы начинающим педагогам. Да я и сама люблю опекать молодёжь, направлять их безмерную энергию в нужное русло.

- Ваши пожелания коллегам в связи с юбилеем школы...

- Всем - любви, счастья, здоровья, школе - развития. Считаю, что сейчас работа идёт неплохо, на всех этапах есть результат. Важно не терять этот деятельный настрой.

- Думается, к этим словам присоединится и немалая часть наших читателей, среди которых наверняка есть родители ваших учеников. Валентина Сергеевна, благодарю вас за интервью, творческих вам успехов и вдохновения.

- Спасибо.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале   газеты "Заря"

Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев