Заря
  • Рус Тат
  • Единые нормы предоставления услуг. Индивидуальный подход

    С 1 января вступил в силу Федеральный закон №442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской федерации». О принципиальных новшествах, а также положительных переменах для социально незащищенных слоёв населения пойдет речь в интервью с начальником отдела социальной защиты в Алексеевском районем Еленой Хамзиной.

    - Елена Александровна, скажите, пожалуйста, что стало причиной внедрения нового закона о социальном обслуживании людей?


    - Дело в том, что федеральный закон, на который мы опирались в своей работе прежде (№195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»), был принят еще в 1995 году, когда за соцобслуживание отвечали и Федеральный центр, и регионы. С 1 января 2005 года полномочия по предоставлению соцуслуг были переданы субъектам, и каждый из них начал работать исходя из своих возможностей. При этом в закон вносилось множество различных изменений. Для того чтобы на всей территории России ввести единые нормы социального обслуживания, и был введен новый закон.


    - Что сейчас необходимо знать людям об условиях получения социальных услуг?


    - Прежде всего, им следует принять во внимание, что каждая услуга в соответствии с законом направлена, как изложено в его новой версии, на «улучшение условий жизнедеятельности человека и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности». К тому же, определение «гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации» заменено на другое: «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании». Известны и виды самих услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и по повышению коммуникативного потенциала тех, кто имеет ограничения жизнедеятельности.


    - С какой целью фигурировавший многие годы в старом законе термин «... находящийся в трудной жизненной ситуации» заменен на «... нуждающийся в социальном обслуживании»?


    - Долгое время действующее ставшее базовым понятие было довольно расплывчатым, поэтому трактовалось оно по-разному. В новом же законе ситуации, которые можно назвать трудными и при которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании, установлены четко и прописаны в статье 15-ой. Таким образом, с 1 января на помощь могут рассчитывать те, кто полностью или частично потерял способность к самообслуживанию из-за болезни, травмы, инвалидности или возраста, а также семьи с одним или даже несколькими нуждающимися в постоянном уходе инвалидами, в том числе детского возраста. На основе нововведений помощь имеют право получить и семьи с детьми, которые испытывают трудности в социальной адаптации, семьи, где со стороны взрослых проявляется агрессия и зафиксированы случаи насилия над женщинами и детьми, а также семьи, где есть наркоманы, алкоголики или игроманы.


    - Какие еще изменения внесены в закон?


    - Одно из принципиальных новшеств - составление индивидуальной программы по предоставлению социальных услуг, образно говоря, «дорожная карта» оказания помощи, форма которой определяется Министерством труда и социальной защиты РФ. Разрабатывается она на три года, в случае же изменения потребностей человека может быть изменена. В программу включаются виды услуг, их объем, периодичность, условия и сроки предоставления, форма обслуживания, к тому же, перечень рекомендуемых поставщиков и социальное сопровождение. Для гражданина программа носит рекомендательный характер, а вот для поставщика - обязательный.


    Замечу, что разработка таких программ - это прерогатива отделов социальной защиты по месту жительства граждан на основе их заявлений. Правда, предварительно гражданин должен быть признан нуждающимся в социальном обслуживании.


    - Есть ли у такой программы преимущество?


    - Поясню на конкретных примерах. Как известно, ранее для прохождения курса в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями родятелям ребенка-инвалида приходилось наведываться в орган социальной защиты за путевкой дважды в год. На основе же разработанной индивидуальной программы такая необходимость отпадает: визиты в отдел предстоят теперь всего лишь один раз в три года.


    Другой пример. Обладатель такой путевки, скажем, решил переехать. Если это происходит в пределах нашей республики, то весь перечень услуг, какими он пользовался до переезда, ему предоставят и на новом месте. Другого какого-либо документа составлять при этом не нужно. Более того, если человек переехал в другой регион, то программа, составленная ранее, сохраняет свое действие в том же объеме. Позже все же нужно будет обратиться за новым документом, но необходимости торопиться это сделать не будет.


    - Наверняка, людей, подпадающих под действие нового закона, больше всего интересуют условия получения соцуслуг на бесплатной основе. Скажите, Елена Александровна, кто может такие получить?


    - Совершенно бесплатно помогут несовершеннолетним детям, людям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных конфликтов, гражданам, чей среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума. Однако исключаются стационарные услуги, получаемые в некоторых учреждениях социального обслуживания. Возможно, этот список покажется коротковатым, а между тем число получателей социальных услуг на безвозмездной основе значительно возросло.


    - Где именно людям будут оказываться социальные услуги?


    - В новом законе формы социального обслуживания населения определены конкретно: услуги могут оказываться на дому, в полустационарной форме (под этим подразумевается соцобслуживание в определенное время суток), а также в стационарной (здесь речь идет о постоянном, то есть круглосуточном проживании в организации соцобслуживания).


    - С января в сферу соцобслуживания допущены и частные организации. Кто именно может прийти на рынок?


    - Новый закон открывает огромные возможности для социального предпринимательства, в то время как по действовавшему с 1995 года закону гос- услуги могли предоставляться исключительно лишь государственными и муниципальными органами.


    С 2015 года государство оставляет за собой установление социальных стандартов и финансирование предоставления услуг. Заказы же на соцобслуживание будут распределяться на конкурсной основе, и их поставщиками могут стать как коммерческие и некоммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. Думаю, это даст хороший импульс к развитию государственно-частного партнерства в социальной сфере.


    Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Реестр поставщиков соц- услуг создан, но чтобы в него попасть, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо соблюсти целый ряд установленных требований, в частности, касающихся санитарно-эпидемиологических нормативов, правил пожарной безопасности, условий доступности среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Это, с моей точки зрения, как раз то «сито», сквозь которое не сумеют проникнуть различные недобросовестные частники. К тому же, государственный контроль в сфере соцобслуживания не отменен. А на новом этапе к нему добавился еще и общественный, осуществлять который в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей призваны общественные организации. И одной из форм такого контроля является независимая оценка качества оказания услуг.


    - Не исключены ситуации, когда помощь соцработников может потребоваться незамедлительно, и времени на составление каких-либо документов не останется. Как быть в этом случае?


    - Вероятность возникновения подобных обстоятельств разработчиками нового закона тоже учтена. В качестве самостоятельного вида определены срочные соцуслуги, которые предоставляются без составления индивидуальной программы и заключения договора. Это своего рода неотложная социальная помощь, и оказываться она будет в сроки, продиктованные необходимостью получения услуг. Здесь, к примеру, речь может идти о юридической и экстренной психологической помощи.


    В заключение отмечу: в связи с предстоящими существенными изменениями в законодательстве установленный перечень и обозначенные условия предоставления услуг не могут быть хуже тех, которые были на 31 декабря прошлого года. Признаться, в период внедрения нового закона возможно возникновение некоторых шероховатостей, но они не должны негативно отра- зиться на тех, кто находится у нас на социальном обслуживании.

    Реклама

    Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале   газеты "Заря"

    Следите за самым важным и интересным в
    Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
    Следите за самым важным и интересным в
    Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
    Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
    Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: