Заря

Алексеевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Люди и судьбы

К 70-летию Великой Победы. Алексеевцы – узники Освенцима

70-летие освобождения одного из самых страшных фашистских концлагерей войсками Красной Армии нашло свой резонансный отклик и у нас, в алексеевской глубинке: Музей родного края развернул небольшую тематическую выставку, где представлены копии лагерных карточек шестерых наших земляков, сгинувших на этой «фабрике смерти», и наградной лист бойца, участника боёв в районе Освенцима....

По словам работника музея Владислава Осянина, учётные карточки шестерых алексеевцев средствами Интернета найдены уже довольно давно. Замученные в Освенциме военнослужащие, уроженцы сёл Большие Полянки, Мурзиха, Саконы, Гурьевка, были, наверное, одними из первых заключённых, которые попали в лагерь после тяжелейших боёв первых месяцев войны: дата поступления у всех - осень 1941 года. Заполненные с немецкой аккуратностью лагерные документы сохранили подробное описание внешнего вида людей: рост, особенности фигуры, лица (вплоть до описания носа и ушей), цвет волос и глаз. Для палачей всё это служило элементами идентификации узников. Нормальному же человеку, знающему об ужасающих условиях содержания пленных, огромное количество которых нашло свой конец в газовых камерах или печах крематориев, видеть пометки о том, какими именно были глаза у приговорённого к смерти человека, можно только с вполне понятным чувством отторжения.


...Подходим ближе к стендам. Каска, нож, винтовка, патроны, обрывки колючей проволоки... От реальных атрибутов боёв, найденных на местах сражений поисковиками, веет неуютным холодом. Вот карточка Михаила Ивановича Смирнова, самого молодого из этой шестёрки. Он 1921 года рождения, родина - Большие Полянки. Солдат попал в лагерь 7 октября, 30 декабря он уже скончался от какого-то заболевания (запись неразборчива), прожив в лагере, тем не менее, дольше всех других земляков. Согласно записям в карточке, Михаил был среднего роста (172 сантиметра), цвет глаз - серый. Алексей Илларионович Сметанин (1915 г.р., Базяково) в плен попал 20 июля, в Освенцим - 7 октября. Умер от «сердечного удара». Василий Ефимович Соколов (1913 г.р., Саконы). В плен попал в районе Орши 26 июня, в Освенцим доставлен 7 октября. Скончался уже 26 числа того же месяца от гнойного воспаления брюшины. Николай Афанасьевич Степанов (1911 г.р., д. Гурьевка). Пленён под Смоленском 29 августа, в Освенциме - с 25 октября. Умер 3 декабря от воспаления почек. Николай Иосифович Аверьянов (1912 г.р., с. Мурзиха). Стройный блондин с синими глазами. Пленён под Смоленском 3 сентября, в Освенциме - с 14 октября. Умер через две недели от флегмоны, поразившей какой-то важный орган или ставшей причиной общего заражения крови. Егор Петрович Кузнецов (1908 г.р., Мурзиха). В лагерь попал вместе с Аверьяновым и умер в один день с ним от лёгочного заболевания (туберкулёза или воспаления). Они были однополчанами: служили в 887 стрелковом полку, видимо, вместе попали в плен.


Такой трагической была судьба этих солдат, самому молодому из которых на момент смерти исполнилось 20 лет, самому старшему - 33. Тоскливая кончина вдали от родины в холодном лагерном бараке без всякой надежды на чудо...


Тем более отрадно было ознакомиться с наградным листом Мансура Максумовича Махмутова (1924 г.р.), уроженца Подлесной Шенталы, водителя 530-й отдельной автороты подвоза 100-й стрелковой Львовской дивизии, представленного к медали «За боевые заслуги». Комсомолец Махмутов воевал в составе Воронежского, 1-го и 4-го Украинских фронтов, был легко ранен 26 января 1945 года в районе Освенцима. Вот что изложил его командир, гвардии капитан Николаев, в текстовой части листа: «Красноармеец Махмутов в дни Отечественной войны непосредственно участвовал в боях с немецкими захватчиками за взятие городов Харькова, Белгорода. После болезни прибыл в автороту подвоза, за время пребывания в должности шофёра все боевые задания выполнял добросовестно и чётко. За взятие города Освенцим при выполнении задания был ранен. Заслуживает правительственной награды - медали «За боевые заслуги»».


Интересно, как бы западная пресса объяснила наличие подлесношенталинского татарина Махмутова в рядах военнослужащих украинских фронтов, да ещё Львовской дивизии? Ну это так, реплика с места. От себя же автор, покидая выставочный зал МРК, может с приятным удивлением отметить, что пока, несмотря на стремительную смену вех, современные возможности поиска информации открывают перед музейщиками, хранителями исторической памяти, и нами, журналистами, всё новые пласты сведений о Великой Отечественной войне, новые солдатские имена - геройские и обычные, рядовые, правду о судьбах защитников Родины - горькую или счастливую. А вот помнить нужно всех, для того и устраиваются такие скромные по визуальному ряду музейные выставки, пишутся газетные материалы. В Освенциме погибли наши ребята. И сегодня мы назвали их имена.

Освенцим был самым большим лагерем, основанным немцами. Он представлял собой комплекс, состоящий из концентрационного лагеря, лагеря смерти и лагеря принудительного труда, расположенный под Краковом. По разным данным, в Освенциме погибло более миллиона узников. Каждая из четырех самых больших газовых камер вмещала по 2000 человек.
Каждый день превращался в борьбу за выживание в невыносимых условиях. Пленных содержали в простых бараках без окон, не защищенных от жары или холода. В каждом бараке было около 36 деревянных коек, и заключенным приходилось ютиться впятером или вшестером на одной деревянной доске. В одном бараке содержалось по 500 человек.
Заключенные всегда голодали. Рацион состоял из жидкой похлебки из гнилых овощей и мяса, нескольких сот граммов хлеба, кусочка маргарина, чая или горького напитка, отдаленно напоминающего кофе. Многие страдали от диареи. Ослабленные обезвоживанием и недоеданием люди становились легкими жертвами инфекционных болезней, распространявшихся в лагере.
В Освенциме, как и в сотнях других немецких лагерей принудительного труда на территории Рейха и оккупированной Европы, пленные работали и вне лагерей - в угольных шахтах и каменоломнях, а также на строительстве, прокладке туннелей и каналов.
Бежать из Освенцима было практически невозможно. Концентрационный лагерь и лагерь смерти окружали заборы из колючей проволоки под напряжением. На многочисленных вышках стояли часовые, вооруженные пулеметами и автоматическими винтовками. Охранники полностью контролировали жизнь пленных и могли по любой прихоти подвергнуть их жестокому наказанию.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале   газеты "Заря"

Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie

 


К 70-летию Великой Победы. Алексеевцы – узники Освенцима

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев