Заря

Алексеевский район

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Люди и судьбы

МАГИЯ УРОКОВ

...Ещё Л.Н. Толстой писал, что «если ученик не учится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений». Вот поэтому Антонина Ивановна АБРАМОВА, бывший педагог школы №1, всегда находилась в постоянном поиске новых...

...Ещё Л.Н. Толстой писал, что «если ученик не учится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений». Вот поэтому Антонина Ивановна АБРАМОВА, бывший педагог школы №1, всегда находилась в постоянном поиске новых методов и приёмов обучения и воспитания, прививала интерес к процессу учения, развивала познавательные способности своих учеников на уроках русского языка и литературы. В теоретическом наследии и практическом педагогическом опыте прошлого школа, открытая Л.Н. Толстым для крестьянских детей Ясной Поляны, занимает особое место. В этой школе закладывались основы «педагогики ненасилия». Не случайно педагогические взгляды Льва Толстого нашли многих последователей.

Среди них и героиня этого рассказа, проработавшая в школе более сорока лет.

…Осенний день выдался на славу: прозрачное чистое небо, холодное солнце и великолепие убранства сада: от оранжевого до ярко-жёлтого цветов. И в этом саду меня встречает старенькая учительница с накинутой на хрупкие плечи белой шалью-паутинкой. Вижу радость в её добрых голубых глазах, когда речь заходит о школе.

Когда Антонина Ивановна рассказывает, её плечи выпрямляются, а белая шаль-паутинка начинает тихонечко сползать с плеч; глаза блестят, а сама она будто ведёт урок, и нет за плечами восьмидесяти с гаком лет.

Ей, действительно, есть что вспомнить. Антонина Сорокина (это девичья фамилия), родилась в селе Алексеевском Лаишевского уезда. Как и все дети военных лет, росла, училась в школе, расположенной в здании бывшего городского училища (сейчас этого строения в Алексеевском уже нет, оно осталось лишь в воспоминаниях старожилов). Любимые игры связаны со школой: она - учительница, маленькие соседские ребятишки - ученики. Когда пришло время выбора профессии, поступила в Чистопольское педагогическое училище. Молоденькой девчонкой после его окончания приехала Тонечка (а за порогом сельской школы - Антонина Ивановна) в деревню Новоспасск, где и начала свою трудовую деятельность. Затем - семилетка Балахчино. В те суровые послевоенные годы к знаниям тянулись даже переростки, и в одном классе за партами порой сидели разновозрастные дети. Приходилось учить всех. А вечером - работа в вечерней школе, в которой учились взрослые, пришедшие на уроки после работы. Уставшие, отягощённые семейными заботами, полуголодные, но - с удивлёнными и любопытными глазами, когда она начинала рассказывать про первый бал Наташи Ростовой или читать письмо Татьяны к Онегину. Разве это можно забыть? В те времена, рассказывала Антонина Ивановна, телевизоров не было, радио включали рано утром и поздно вечером, а фильмы в клубе крутили только по праздникам.

Вот и получается, что школа была настоящим центром просвещения. Молоденькой девчушке сельчане старшего поколения, здороваясь, кланялись, а мужчины снимали головные уборы. А Антонина Ивановна, Тонечка, только вспыхнет, и зальются её щёки красным румянцем…

Совсем еще тогда юная, вместе с подружками она ходила на танцевальные вечера в клуб. Там и кавалер подобрался: фронтовик, тоже учитель - Виталий Иванович Абрамов. Тоню покорило, как он - статный, высокий - красиво вальсировал. Молодой человек сразу понравился сельской учительнице, ответил на ее чувства и Виталий.

Вскоре и свадьбу сыграли. Всё внимание сельчан было направлено на жизнь и быт новой семьи. Всем было интересно, как живёт интеллигенция. Жить у всех на виду непросто: нужно быть примером и дома, и на работе. Семейная учительская пара сменила много школ в Алексеевском районе - мужа назначали директором то в одну, то в другую сельские школы, пока, наконец, не перевели в село Алексеевское.

Труд учителя нелегок: нужно успеть сделать тысячу дел в короткий промежуток времени, но Антонина Ивановна как-то справлялась, успевала. Служение школе - вот главное дело, которому она посвятила всю свою жизнь. Она умела любую сложную мысль изложить просто, доходчиво, так, что она становилась понятной всем. Может быть, поэтому за советом к ней шла вся деревня. Она терпеливо выслушивала каждого и, как могла, помогала. Этому впоследствии учила и своих коллег, когда стала завучем школы.

Антонину Ивановну всегда интересно слушать, она говорит спокойно, убедительно. Общение с ней побуждает к творчеству, хочется что-то совершить или сделать полезное. Человек щедрой души, она всегда может подсказать, посоветовать, а иногда просто посочувствовать.

Интеллигентность, порядочность - это те качества, которые она воспитывала в молодых учителях и в своих учениках. Став учителями, лётчиками, врачами, просто рабочими и колхозниками, привитые некогда черты порядочности, честности они с благодарностью к любимой учительнице сохранили на всю свою жизнь. Магия её уроков была обворожительной, все ученики с нетерпением ждали часы русского языка, а особенно - литературы.

За многолетний педагогический труд Антонина Ивановна была награждена грамотами, дипломами, знаками «Отличник просвещения», «Ветеран труда». Весь свой богатый педагогический опыт она передала своим ученикам, и одна из них - это моя мама, которая вот уже более тридцати трёх лет работает в той же школе. Мама всегда повторяет, что она счастлива, потому что многие годы имела возможность учиться, а впоследствии и работать с Антониной Ивановной, прекрасным, светлым человеком, авторитетным учителем, коллегой и помощником. Сейчас моя мама сеет доброе, вечное, чтобы оно когда-то проросло в нас, и тогда не прервётся нить всего самого светлого, что живёт в людях на протяжении многих поколений. И придут новые учителя, возможно, это буду я, и магия моих уроков заворожит чьи-то души. И, быть может, я стану любимым учителем для какого-то мальчишки или девчонки, и мне будут подражать, и мною будут восхищаться.

…Историю создают люди. Судьба А.И. Абрамовой неразрывно связана с Алексеевской средней общеобразовательной школой №1, столетний юбилей которой мы будем отмечать в скором времени. Не одно поколение учеников будет с благодарностью вспоминать мастера и педагога-воспитателя, который смог привить любовь к родному языку, национальной культуре каждому своему ученику.

Только тот, кто умеет творчески работать, имеет доброе сердце, способное любить детей, сможет в будущем стать настоящим учителем, таким, как Антонина Ивановна Абрамова, которая является и моей любимой учительницей.

Маша БУРУНИНА,

ученица 9 класса «А» АСОШ №1

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале   газеты "Заря"

Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев