- Меня призвали на срочную службу в ряды Советской армии в 1983 году. Присягу принёс в городе Азовского побережья России - Ейске. Оттуда же в октябре, в числе ещё 90 молодых солдат-срочников, я попал в Афганистан, район Тёплый Стан, в третий батальон 180 мотострелкового полка.
Кабул встретил нас дышащим жаром бетоном взлётно-посадочной полосы и рядами нашей боевой техники. Сразу после посадки самолёта нас - новобранцев командиры подразделений стали разбирать в свои отряды. Так мы и начали постигать солдатскую службу. Задачей нашего полка было сопровождение колонн наших войск. Но одним сопровождением дело, конечно, не ограничивалось. Однажды, мы в одном из кишлаков, уничтожив противника, захватили оружейную базу с большим количеством боеприпасов.
С тем, что служба в Афганистане - это подвиг, Аркадий Юрьевич не согласен, и героем себя, конечно, не считает. Но многие из нас знают о подвигах солдат той войны. Вот и наш гость вспомнил о Герое Советского Союза, награждённом посмертно, - Николае Анфиногенове, который прикрывал отход своих сослуживцев при выполнении важной боевой задачи.
Когда у него закончились боеприпасы, последней гранатой он уничтожил себя и душманов, которые были рядом. Нам же, сегодня живущим под мирным небом, каждый день той кровопролитной войны видится связанным с подвигом наших солдат и офицеров.
- Местное население, - продолжает рассказ наш собеседник, - быстро научилось говорить по-русски, а мы по-свойски угощали афганскую ребятню тушёнкой. Но дружбы особой с ними не водили. Понимали: относятся они к нам скорее терпеливо, нежели радушно. Внутри полка тоже царил свой порядок: старослужащие, несмотря на строгость в военном быту, в бою - новобранца могли и собой закрыть. И закрывали.
А о военном профессионализме, нас - молодых парней, говорить не приходилось. В первом бою - полная дезориентация: повсюду свистят пули, взрываются гранаты; осколком одной ранило и меня. Посекло сильно- руку и обе ноги. Во время проведения очередной боевой операции мы встретили отчаянное сопротивление противника.
Тот роковой бой случился в провинции Чарикар, близ Кабула. Нас было 12. Подкрепление отбило нашу группу в том бою. Но мы понесли потери: трое ребят тогда погибли, а меня и ещё двоих парней сильно ранило. Ранения лечил в Ташкентском и Севастопольском госпиталях больше четырёх месяцев. Хорошие доктора поставили меня на ноги.
Но после такого ранения в Афганистан я вернуться уже не смог. Прошло немало лет. И, пользуясь возможностью, я поздравляю своих боевых товарищей и всех тех, кто прошёл через войну в Афганистане с приближающимся Днём вывода войск. Пусть в ваших домах царит мир и покой, а близкие будут здоровы.
Страшные события той поры по-мальчишески несерьёзно отложились в памяти. Могли ли осознавать молодые 18-летние ребята всю трагедию тех событий? Выполняя интернациональный долг, они жертвовали здоровьем и жизнью. Если верить официальным данным, то из Афганистана не вернулись домой в СССР около 15 тысяч советских солдат. Сколько матерей пролили слезы у цинковых гробов!
Именно тогда прочно вошло в обиход страшное понятие «груз-200». Но память, имея поразительное свойство - стирать страшные воспоминания, оставляет и немало хорошего - крепкую армейскую дружбу однополчан, воспоминания о буднях и подвигах солдат, а также о красотах того края, где они исполняли свой долг. Вот и наш герой вспоминает афганскую весну:
Весна там красивая. Цветёт всё. Предгорье просто утопает в тюльпанах и маках.
Аркадий Юрьевич награждён Медалью за боевые заслуги. А его мама до сих пор хранит письма сына.
Сейчас Аркадий Федонин женат. Любящая супруга Светлана и красавица-дочка Маша очень любимы мужем и отцом. Трудится он в «Управляющей компании» электриком. В его глазах - блестят искры добродушия и оптимизма. Но память хранит события тех лет, ставших неотъемлемой частью жизни ветерана боевых действий в Афганистане.
Нет комментариев