Наследники «ЭПРОНА»
В последнее воскресенье июля празднуется День военно-морского флота России. С 2008 года этот праздник стал особенно близок нашему району. Именно тогда он взял шефство над спасательным судном «ЭПРОН», входящим в состав Черноморского флота, где военную службу проходят наши земляки.
За пять лет на этом корабле служили 51 человек, трое из которых подписали контракт и остались там.
- Алексеевцы служат хорошо, ответственно выполняя все приказы капитана и офицеров, - сказал капитан спасательного судна Денис Будыш представителям Алексеевского района, находившимся в праздничные для моряков дни в Севастополе. Об этом рассказал один из членов делегации, председатель общества ветеранов участников войн в Афганистане и Чечне Николай Гордеев.
Также он рассказал о цели поездки, поделился своими впечатлениями о городе-герое и праздничном параде кораблей, посвященном Дню военно-морского флота России.
- Основной нашей целью поездки было поздравить наших ребят и офицеров корабля с Днем военно-морского флота, - говорит Николай Михайлович, - поскольку нашему району оказана честь иметь подшефный корабль Черноморского флота. Многие субъекты Российской Федерации хотели бы оказаться на нашем месте, но кораблей-то на всех не хватит. Поэтому мы просто не могли остаться дома. К тому же, заодно и передали ребятам посылки от родственников.
На Черноморском побережье мы были всего три дня. Приехав ночью 27 июля по приглашению капитана, мы разместились на самом судне. Помимо меня, в состав делегации вошли глава района Владимир Козонков, также Юрий Козонков и житель Кр. Барана Владимир Павлов, у которого в Севастополе служит сын Вадим, он морской пехотинец. Стоит отметить, что она буквально за день до нашего приезда совершил свой первый прыжок с парашюта.
Во время нашего визита «ЭПРОН» был в доке, где его ремонтировали, шкурили, красили… Хотя по меркам моряков это и небольшой корабль, но, стоя на стапелях, он поражает своими размерами: одна лопасть винта больше роста взрослого человека.
Самым красочным моментом, по словам Николая Гордеева, стал парад кораблей российского и украинского флотов:
- Нам посчастливилось наблюдать за этим действом с палубы сторожевого корабля «Сметливый». Мы, как и десятки тысяч зрителей, заполонивших причал и прилегающие к нему холмы, видели, как мимо проходили участники парада - большие и малые корабли, которые салютовали, имитировали бой, показывали высадку десанта, тушили пожары на кораблях и спасали людей, оказавшихся за бортом.
- Потом мы вместе с алексеевцами, Александром Турниным, Германом Шеином, Юрием Шинкаревым и Вадимом Павловым, проходящими службу в Севастополе, посетили музейный историко-мемориальный комплекс героическим защитникам Севастополя «35 береговая батарея» и музей морского флота. Музеи у всех нас оставили серьезные впечатления.
Общаясь с матросами, глава района Владимир Козонков пожелал ребятам хорошей службы, не уронить честь района и вернуться домой живыми и здоровыми.
Когда мы уезжали, «ЭПРОН» спустили на воду, и он приступил к своим обязанностям. Я считаю, что поездка была полезной: посмотрел, как служится нашим парням, и воочию убедился в мощи российского флота. Привез я из города-героя и несколько экспонатов для нашего музея, в том числе и книгу «Наследники «ЭПРОНА», которую написали военные ученые и ветераны спасательной службы А.В. Жбанов, Л.Г. Лей и др.
Эту книгу автор статьи и взял у Николая Гордеева, чтобы ознакомить читателей с малоизвестными страницами истории Черноморского флота.
Наследники «ЭПРОНА»
Ознакомившись с этой увесистой, почти в 600 страниц, книгой, можно узнать много новых фактов, связанных с нашим кораблем и историей создания военно-морской спасательной службы, которая зародилась в далеких двадцатых годах прошлого столетия.
Наверное, мало кто знает, что название подшефного нашему району судна является аббревиатурой первой спасательной службы - Экспедиция Подводных Работ Особого Назначения. История экспедиции началась с поиска затонувших кораблей.
Как сказано в книге, в 1923 году из Севастополя в Москву приехал инженер Владимир Сергеевич Языков, который с 1908 года безрезультатно пытался организовать работы по подъему английского парохода «Принц», затонувшего во время Крымской войны 1853-1856 годов. 12 ноября 1854 в бухте Балаклава разыгрался шторм, отправивший на дно тридцать четыре корабля, среди которых был и «Принц». По официальным данным, на его борту находилось 36700 пар шерстяных носков, 53000 таких же рубах, 2500 постовых тулупов, 150 тысяч спальных мешков, 40 тысяч непромокаемых шапок, столько же меховых пальто и 120000 пар сапог. Спустя несколько лет появились слухи, что на этом корабле было много золота и серебра, предназначавшегося для денежного содержания 35-тысячной армии англичан. Многие пытались достать это золото, но их попытки были неудачными. Большинство кладоискателей разорились на этом деле, не один человек погиб. За это корабль стали называть «Черным Принцем». С началом Первой мировой войны о нем забыли.
Все, кроме инженера-кладоискателя Языкова, который жил идеей найти затонувшие сокровища. И вот, как было выше сказано, прибыв в Москву, он все-таки убедил начальника Особого отдела Объединенного Главного Политического Отдела (ОГПУ) Гейнриха Григорьевича Ягоду организовать поисковые работы. Для этого создали специальную группу, которая позднее будет переименована в опытную глубоководную партию для проверки и испытания средств для поиска золота, а в ноябре 1923 года она получит название «Экспедиция подводных работ особого назначения» («ЭПРОН»).
Экспедиции уделялось большое внимание: специально для нее построили снаряд для спуска на большую глубину, передали несколько кораблей и передовое на тот момент оборудование, подключили лучших морских специалистов. В сентябре начались непосредственные поиски корабля с сокровищами на борту, продолжавшиеся с перерывами аж до 1927 г.
К грусти любителей приключений, золота на корабле так и не нашли. Но за годы поисков «ЭПРОН» получил хороший опыт проведения подводно-технических работ, подъема корпусных конструкций, глубоководных исследований, опыт в создании новой глубоководной водолазной техники, поисковой аппаратуры и разделки судов под водой. Аккумулировав в себе лучших специалистов и технику, экспедиция превратилась в серьезную организацию, которой поручались различные задания, в том числе работы по подъему подводной лодки «Пеликан», эсминца «Каликрия» и других. Работы велись и в водах Балтийского моря. Спустя десятилетия, эта, уже отдельная структура в военно-морском флоте, имела разные названия.
Свое же имя спасательное судно «ЭПРОН» получило лишь в 1989 году по ходатайству ветеранов аварийно-спасательной службы в память о легендарной организации. До этого он имел лишь номер «СС-26». Заложенный в 1957 году на Николаевском заводе имени 61 коммунара, уже 25 октября 1959 года на нем был поднят флаг аварийно-спасательной службы. Уникальный для тех лет по своим характеристикам и возможностям, он и в 21 веке справляется со своими задачами и является действующей единицей Черноморского флота, готовой в любую минуту придти на выручку терпящему бедствие кораблю или затонувшей подводной лодке. Теперь к славной истории «ЭПРОНовцев» причастны и алексеевцы, своей надежной службой смело идущие к новым горизонтам.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале газеты "Заря"
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Нет комментариев