Заря

Алексеевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Люди и судьбы

Война и мир супругов Гуськовых

Судьба, доля, стезя. Мы часто оперируем этими понятиями, перекладывая на печатный лист рассказы гостей редакции о жизни близких им людей. Бывают счастливые судьбы,а случаются и такие, когда непреодолимые обстоятельства ломают мирное течение самых лучших лет непоправимым образом. Сколько таких примеров явила миру Отечественная война? ...Ольга Гуськова (Назарова) - давняя моя...

Судьба, доля, стезя. Мы часто оперируем этими понятиями, перекладывая на печатный лист рассказы гостей редакции о жизни близких им людей. Бывают счастливые судьбы,а случаются и такие, когда непреодолимые обстоятельства ломают мирное течение самых лучших лет непоправимым образом. Сколько таких примеров явила миру Отечественная война?

...Ольга Гуськова (Назарова) - давняя моя знакомая, почти соседка с улицы Суворова. Она и сейчас там проживает в родительском доме, и мы изредка видимся возле здания госстраха, где Ольга работает уже давным-давно агентом. Поводом для встречи в редакции стало её решение хоть что-то рассказать о своём отце - ветеране войны с тяжёлой участью военнопленного. Как сказала, прочла в нашей газете публикацию с упоминанием об одном человеке (об этом позже) и заглянула вначале в районный музей, а потом и к нам.

Итак, Василий Петрович Гуськов. Родился он в 1915 году в Мурзихе одиннадцатым ребёнком в простой крестьянской семье. В этом селе (канувшем в камские воды в конце пятидесятых) окончил четыре класса неполной школы, ещё подростком начал работать в колхозе, летом - и на мурзихинской пристани. Видимо, грузчиком или просто на подхвате у взрослых.

В 1937 году Василия призвали в армию, где он получил специальность телефониста. В декабре сорокового вернулся домой, в феврале сорок первого женился на односельчанке, красавице Марии Кузнецовой, намереваясь прожить степенную деревенскую жизнь в окружении доброго и счастливого семейства. А что не жить? К работе он был приучен, характером родители наградили хорошим - в любой компании Василий был первым шутником. Само же село-пристань, располагавшееся немного в стороне от лугов и чернозёмов, обладало давними торговыми традициями и слыло бойким оживлённым местечком.

Однако все планы смешала война: Василий был мобилизован на фронт уже в июне сорок первого года. До середины августа служил в составе 580-го артиллерийского полка (возможно, шло комплектование), затем это воинское подразделение погрузили на эшелон для передислокации. Гитлеровцы в тот период наступали стремительно, поезд был ими перехвачен и отправлен прямиком в Германию.

Плен! Лагерь располагался в глубине страны в городе Билефельд. По словам дочери, отец неохотно делился воспоминаниями о неволе. Бараки, голод, тяжёлая работа на местных хозяев да на полях, где убирали брюкву. Василию посчастливилось найти себе друга, которым стал ленинградец Андрей Рубуль. Вместе переносить тяготы заключения было чуть легче. Был некоторое время рядом и односельчанин Василий Матвеев, сильно страдавший от ранения и вскоре переведённый в другой барак, где его следы затерялись. Однако подлинным спасением стало для Гуськова знакомство с другим заключённым - по всей видимости, сыном знаменитого алексеевского медика Андрея Петровича Лабзина (именно этот человек заинтересовал Ольгу в публикации «Забытая война», и о нём она расспрашивала работников музея). Он ночевал в этом же бараке, но работал, по воспоминаниям отца, переводчиком. Однажды разговорились на тему земляков - тут новый знакомый и признался, что его отец был фельдшером в Алексеевском районе. Этот человек имел возможность помогать и помогал, чем мог: добывал немного еды, договаривался, чтобы Василия, здоровье которого начало неуклонно сдавать, и его друга посылали не на самые тяжёлые работы. Это помогло выжить.

Третьего апреля 1945 года в Билефельд вошли войска союзников, однако домой Гуськов попал только в 1947 году: дослуживал в Прибалтике возле Кёнигсберга и даже звал к себе жену, обещая устроить её на работу. Но где Мурзиха и где неведомая неметчина... Не поехала, ждала дома.

...А на родину ещё в 41-м пришла похоронка с известием о смерти Василия Гуськова (в Книге памяти он тоже указан погибшим на войне). Мария (как сама говорила, «не солдатка, не вдова») жила у своей матери, работала агентом по обмену почтовых отправлений с пароходами. Она не стала выходить замуж снова, надеясь, видимо, на какую-то штабную ошибку, которые иногда случались, и об этом она, как работница почты, могла от кого-то слышать. Так же, как одной из первых услышала об окончании войны от казанской телефонистки (в Мурзихе было своё почтовое отделение и коммутатор, на котором она работала в конце тридцатых). В 45-м пришло письмо от Василия, а через два года приехал он сам. Живой, весёлый, только не очень здоровый после плена. Но всё-таки начал ставить дом в Мурзихе. Построил, порадовался своему жилью, и вдруг - известие о переселении. Кама - в разлив, людишки - кто куда. Гуськовы решили перебраться в Алексеевское. Перевезли дом, поставили, обжились. Василий Петрович устроился на работу в дорожный участок простым ремонтёром, поднявшись затем до должности линейного мастера. Трудился, пока были силы, поднимая двух дочек (старшая, Валентина, родилась в 1948-м). Проверяли дороги, ставили вешки зимой, сопровождали работу слабосильных тогда бульдозеров, ремонтировали мосты. Потом он начал болеть, перенёс операцию на лёгких и в возрасте пятидесяти пяти лет скончался. Младшей дочери Ольге тогда исполнилось только тринадцать лет. Она запомнила отца как человека очень доброго и весёлого - эти качества он сохранил, несмотря на годы, проведённые в лагерных застенках, и вообще нелёгкую судьбу. Действительно: подростком - работа, затем армейская служба, тут же война, фашистский концлагерь, возвращение домой и переселение из родового гнезда на новое место (а это не так-то просто пережить), снова работа не из самых лёгких, болезнь, инвалидность... Всё выдержал, всё отдал семье.

Его супруга Мария Ивановна, не сумевшая получить хорошего образования, по переезду в Алексеевское трудилась на самых простых должностях: техничкой, охранником в различных учреждениях. Но дочерей выучила: Валентина окончила КФИ, работала в райфо, райкоме комсомола, затем переехала в Набережные Челны и до самой пенсии трудилась в секторе учёта Автозаводского райкома партии. Ольга получила диплом химико-технологического техникума, отработала четыре года в Свердловской области, затем вернулась домой к матери. Трудовую книжку отнесла в Госстрах, где трудится и по сей день. У неё - семья. Дочка, отучившись, уже работает по торговой части. Память об отце и матери, простых тружениках, познавших свой мир и свою войну, занимает в сердце Ольги особый уголок, согревая душу добрыми воспоминаниями о счастливых детских годах и отзываясь чувством бесконечной благодарности за исполненный родительский долг.

Юрий АБРАМОВ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале   газеты "Заря"

Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie

 


Война и мир супругов Гуськовых

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев