Заря

Алексеевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Образование

Организация работы на уроках биологии

Абакумова Валентина Петровна, учитель биологии Куркульской школы

Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, меняются взгляды, приоритеты, а значит и требования к человеку как к личности. В рамках модернизации образования меняются и требования к выпускнику. Мы должны обеспечить свое будущее умными, думающими людьми. Поэтому, я считаю, что выпускник должен не только обладать системой знаний, иметь целостное представление о мире и его компонентах, но самое главное - уметь самостоятельно добывать информацию, использовать ее, размышлять и принимать решения, доказывать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на полученные знания.

Проблема организации самостоятельной работы на уроке заинтересовала меня ещё в первые годы работы в школе. Я заметила, что во время проведения проверочных работ на уроке у детей резко «возрастает» интерес к предмету и «возникает» острое желание добыть информацию из учебника, а сейчас всё больше из интернета и т.п., то есть после того как им приходится работать самостоятельно …. Дети настолько большое значение отводят оценкам, что готовы списывать в любом положении. И тогда я поняла, что даже такую «самостоятельную работу» можно использовать во благо на уроке, если правильно ее организовать. К тому же, «легализация» работы с учебником и современными гаджетами, повысит самооценку некоторых учащихся и станет хорошей поддержкой для слабых учеников. Есть известная китайская мудрость:

        Скажи мне, и я забуду,

        Покажи мне, и я запомню,

        Дай мне действовать самому, и я научусь.

Естественно, что формировать умения самостоятельной работы нужно в начальной школе, а в среднем и старшем звене их только корректировать, выводить на более высокий уровень. Мы должны научить выпускников так «учиться», чтобы им было легко в любой жизненной ситуации. Я считаю, что современная школа должна быть нацелена на создание условий для развития универсальных способностей каждого ребенка, сейчас эта мысль проходит красной линией во всех ФГОС … и называется межпредметными знаниями и умениями или функциональной грамотностью.

В процессе обучения биологии раскрывается благодатная почва для организации самостоятельной работы учащихся. Дети с огромным интересом погружаются в любые учебные работы исследовательского и познавательного характера. Все зависит от того, как сформулировать задание детям и вопрос, обращенный к ним. Ребята встают на путь самостоятельного мышления, исследования и пусть маленьких, простых, детских проблем, но их ум направлен на поиск, раздумья, открытия. Это приучает детей думать, что-то самостоятельно выискивать, находить самому какие-то решения. Такой творческий подход необходим каждому человеку, кем бы он ни стал в будущем: и физику, и врачу, и учителю, и слесарю, и полеводу, и айтишнику. А значит, мы должны научить ребенка:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
  • самостоятельно приобретать знания;
  • критически мыслить;
  • генерировать новые идеи;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельным и коммуникативным.    

Таким образом, современная школа может наделить ребенка своим разумом, своим профессионализмом, НО, при условии обоюдного желания, как учителя, так и ученика. А для этого педагогу необходимо предугадать и обеспечить те условия, в которых наиболее полно реализуется внутренний потенциал ученика в изучаемой образовательной области. Создать бодрую, светлую и созидательную обстановку, позволить ребенку размышлять, ошибаться, исправлять ошибки и находить истину. В настоящее время произошла смена парадигмы образования. Новый подход к образованию требует и смены акцентов: от «школы-кузницы знаний» к «школе -  развития личности».     

Основная задача учителя – быть самому на самом высоком уровне развития, как по владению предметными знаниями, так и по владению навыкам, приёмам организации данной работы с учащимися уметь видеть перспективу, работать на опережающее обучение. Иногда, кажется, что сделано все: и вопросы задаются, и опыты проводятся, и задачи решаются, и учебники на уроках используются – дети работают, самостоятельно что-то делают. Но, по существу, если вникнуть основательно – всё это чисто внешне, все эти действия носят поверхностный характер: дети выполняют все строго по образцу, по трафарету, за результаты своей работы не отвечают, могут работать пассивно, в полсилы, не очень стараясь. Только работа, которая дает возможность отойти от шаблона, ощутить каждому ребенку свою значимость.

Самостоятельная работа просто необходима на любом уроке, т.к. она активизирует учащихся своей организацией и содержанием знаний, где каждый ученик получает конкретное задание, которое предпо­лагает и выполнение определенной письменной работы. В этом случае можно проверить степень участия ученика в выполнении этого задания. Самостоятельная работа позволяет работать в индивидуальном темпе и стиле. Она активи­зирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже более пас­сивные и ленивые, должны выполнить задание сами, не дожидаясь, пока кто-то другой его выполнит, как это нередко происходит при фронтальной работе. 

Самостоятельная работа – неоднозначное понятие, она может принимать разные формы, способы и приёмы, поэтому детям никогда не будет скучно на уроке.

В начальных классах это такие задания как выбери …, разукрась…, нарисуй…, отметь верное …, отбрось лишнее ... и т.п. В среднем звене найди ..., докажи ..., сравни ….

Кроме того, решение новой серьезной проблемы - это своего рода «экстрим», а человеку безумно нравится чувство опасности, новизны, а также чувство превосходства, соперничества: кто быстрее справится, найдет решение, докажет свою правоту. Конечно, это не панацея, и этим нельзя злоупотреблять, все должно быть в меру и в соответствии с возможностями класса, его психологическими особенностями. Хотя, с другой стороны, всем известно, что среди проблем, связанных с образованием, на первый план выдви­гается проблема не только усвоения знаний учащимися, но умение их применять. У выпускников школ на экзаменах и выявляются эти пробелы, которые затрудняют их дальнейшую учебу. Разумеется, низкий уровень развития общеучебных умений отражается, в первую очередь, на успеваемости в школе. Что там говорить, а в жизни мы все умеем, например, «слушать друг друга»? или «слышать»?

В своей работе постоянно использую электронные презентации по биологии на разнообразные темы (хотя у меня так и нет проектора, но в условиях малочисленного класса просто использую экран компьютера) а также дидактический материал по классам с поисковыми заданиями. Постоянно участвую сама (считаю, что 2-3 конкурса или публикации своего опыта в год не помешают учебной работе педагога), привлекаю детей к участию в конкурсах, олимпиадах, где ребята учатся быть самостоятельным и наиболее полно реализуется внутренний потенциал ученика в изучаемой образовательной области. Нужно только разжечь эту искорку в ребятах, вовремя их поддержать, направить и результаты не заставят себя ждать …

Жаль, что в последнее время всё меньше учебного времени уделяется на это (произошло сокращение часов на изучение естествознательных дисциплин, особенно в среднем звене) … Всё больше умы людей занимают товарно-денежные отношения, всё меньше остаётся на природу и красоту бытия …

 

«Научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего» - говорил Владимир Иванович Вернадский.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале   газеты "Заря"

Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев