Прощёное Воскресенье. О смысле праздника
«прощайте, и прощены будете;» (Лк. 6: 37). 6 марта 2022 года православные христиане отмечают Прощённое воскресенье, последний день накануне Великого поста. В чём же смысл этого праздника?
В этот день принято просить прощения у всех близких, родственников, друзей, знакомых. А самое главное не просто на словах попросить прощения, а простить от всего сердца ближних, что бы в сердце не оставалось никакой обиды ни на кого. Почему это нужно сделать перед Великим постом? Пост, как известно, это время покаяния, молитвы, чтения духовного, время, когда мы более чем в какое бы то ни было время ищем Господа, Его Царства и правды Его, ищем общения с Ним. И ничего не должно мешать этому, никакая обида или зло на ближнего. Ведь покаяние – это когда мы просим прощения у Господа за свои грехи, согрешения, сделанные нами, ведь все грехи совершены против Бога. А Господь, как известно, пострадал за наши грехи на кресте, был распят за них, за грехи каждого христианина. Все нарушения заповедей Божиих – есть грехи против Господа. И вот в пост, более чем в другое время, мы каемся перед Господом, просим прощения за свои согрешения, беззакония, потому что пост способствует покаянию и молитве. Но вспомним, что говорит Господь в Евангелие: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.» (Мф. 6: 14-15). В молитве «Отче наш» мы, обращаясь к Отцу Небесному, испрашивая о прощении наших согрешений, говорим: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;» (Мф. 6: 12). Также мы в пост будем просить помилования, милости Божией, чтобы Господь не осудил нас по беззакониям нашим, но сотворил с нами по милости Своей. А прощение ближнего – это проявление милости к нему, прощение врагов и всех, кто обидел. Как написано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» (Мф. 5: 7). Ещё пост – это время, когда люди более, чем в другое время посещают храмы Божии, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. А подходить к Чаше с обидой и злобой на кого-то нельзя, так как мы принимаем Тело и Кровь Христа. Молитвы во гневе творимой также не принимает Господь. В пост мы будем приносить Богу молитвы и покаяние. В Евангелие написано: «Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.» (Мф. 5: 23-24). Даже перед молитвами ко Святому Причащению мы читаем: «Хотя́ я́сти, челове́че, Те́ло Влады́чне, стра́хом приступи́, да не опали́шися: огнь бо е́сть. Боже́ственную же пия́ Кровь ко обще́нию, пе́рвее примири́ся тя опеча́лившим. Та́же дерза́я, та́инственное бра́шно яждь.» Стихи из Последования ко Святому Причащению. Поэтому нужно примириться со всеми накануне поста.
Ещё в пост человек более стремится к уединению, меньше общается с ближними, стремится более к богообщению, к исканию спасения в Боге, исканию Царства Небесного и правды Его, чтобы исполнить первую и самую важную заповедь: ««слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», — вот первая заповедь!» (Мк. 12: 30-31). То есть сердце, мысли, разум должны быть с Богом, искать Бога, быть мирными, смиренными, не направленными против кого-то. Ведь Господь пребывает в мирном сердце. Поэтому нужно стремиться иметь мир в сердце. «Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его. И бысть в мире место Его и жилище Его в Сионе. Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань. Просвещаеши Ты дивно от гор вечных.» (Псалом 75: 1-4). И также известно, что Господь открывается людям смиренным, а не гордым. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» (1-е Петра 5: 5); «смирихся, и спасе мя.» (Псалом 114: 5). А вражда против кого-то, осуждение ближнего, зло против него, обида - всё это исходит от гордости, от сатаны, от духов злобы поднебесной. Всё это лишает мира душевного, занимает мысли, чувства, не даёт думать о Боге, о покаянии, мучает душу. Душа соединяется с демонами-мучителями в это время, по словам преподобного Антония Великого, а не с Духом Божиим; Господь удаляется от человека. Сердце в это время не чисто, занято идолами. Эти идолы, эти злые мысли, исходящие от демонов, занимают места Христа в сердце. И что же человек будет просить у Бога милости для себя, будучи сам ожесточён против ближнего? Ведь его молитва может быть не услышана, оставлена без ответа. Как написано у пророка: «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце своё и поставили соблазн нечестия своего перед лицом своим: могу ли Я отвечать им? Посему говори с ними и скажи им: так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце своё и поставит соблазн нечестия своего перед лицом своим, и придёт к пророку, — то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ? Пусть дом Израилев поймет в сердце своём, что все они через своих идолов сделались чужими для Меня.» (Иез. 14: 2-5). Поэтому нужно примириться перед Великим постом со всеми, не только на словах, но и в сердце, попросить прощения у всех. Это конечно нужно делать всегда, стараться иметь мир в сердце, но накануне Великого поста особенно. Так как в пост человек может много что сделать для своего духовного роста и развития. Поэтому нужно примириться со всеми, чтобы ничего не мешало духовной жизни, молитве, духовному преуспеянию.
Начали просить друг у друга прощения в этот день ещё в ранние века христианства, в связи с тем, что монахи уходили в уединение в Великий пост. «Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех.»
Так вот, в этот день накануне Великого поста в храмах совершается Чин прощения, «на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение. При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение.» . Поэтому очень хорошо в этот день посетить храм Божий. Но помимо Чина прощения в храме также принято просить прощения и у всех ближних, родных и вообще всех знакомых, коллег по работе. Можно это сделать при личной встрече или по телефону. На следующий день уже начинается Великий пост. Прощённое воскресение имеет глубокий духовный смысл.
«И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.» (Мк. 11: 25-26).
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале газеты "Заря"
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Нет комментариев