О чудесных спасениях в Афганистане рассказал уроженец Больших Тиган Марат Асфандияров
Марат Асфандияров: "Бог помогал во всём!"
Приближается 33-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. И мы продолжаем рассказывать об алексеевцах, которые с честью выполнили свой интернациональный долг. Сегодня мы расскажем о пограничнике Марате Асфандиярове, который чудесным образом остался в живых на этой войне.
Он был призван в мае 1987 года в туркменский пограничный отряд. Учебу проходил в городе Кирки, на реке Амударья. Как рассказал Марат Мансурович, к концу войны руководство армии стало уделять большое внимание подготовке молодых солдат, и в учебной части 1500 человек этого призыва пробыли около четырех месяцев. Поскольку еще до армии по линии ДОСАФа Марат получил права, то на службе он стал водителем. Несмотря на свою специальность, в «учебке» его хорошо учили стрелять и другим азам армейской службы. Так как служил он в погранвойсках, то и в Афганистане его направили в город Маймане, который находится недалеко от границы с Туркменистаном. Там же был аэродром. Наш земляк попал в роту обеспечения, и в первый же день прибытия на афганскую землю им дали задание разгрузить из вертолета снаряды от системы «Град». В процессе работы начался обстрел, и молодой солдат с напарником не нашли ничего другого, как спрятаться за ящики… со снарядами для реактивной установки. Лишь чудом душмановский снаряд не угодил в это «укрытие». Сейчас об этом Марат Мансурович вспоминает с улыбкой.
«Несмотря на хорошую подготовку в Туркмении, мы все же были неопытные и растерялись от неожиданного обстрела. Конечно же, больше так мы не делали, а старались искать надежные укрытия. Обстрелы были периодическими и поэтому, можно сказать, много времени проводили под землей: жили в оборудованных землянках, между ними и другими объектами были выкопаны траншеи в полный рост. Даже баня была и то наполовину в земле и сверху также присыпана грунтом». Кстати, с баней у героя этой статьи связано одно воспоминание о событии, которое было показано в фильме «9 рота» Федора Бондарчука.
«Я мылся в бане, и нужно было выйти посмотреть за уровнем воды в котле. Вышел, а в это время с аэродрома взлетал транспортный самолет. Едва он начал набирать высоту, как в него попала ракета, выпущенная моджахедами. Все это я видел своими глазами. Вспышка, двигатель загорелся, самолет стал терять высоту и, ударившись об землю, взорвался. От него осталось только большое облако дыма. На борту были гражданские и военные… После этого на три месяца прекратилось все авиасообщение. Это немного отразилось на снабжении. Не сказать, что мы голодали, но паёк сократили, и перестало хватать сигарет. Соответственно, и с запчастями на машины была напряженка. У меня был ЗиЛ-131, в котором располагалась ремонтная мастерская. В ней был токарный станок и прочие инструменты для ремонта техники. Однажды у меня возникли проблемы с двигателем, и нужны были запчасти. Мне порекомендовали поискать их на свалке старой техники, которая была в овраге неподалеку от взлетной полосы. Пошел я туда один, нашел искомое и стал снимать запчасть. На этой же свалке нашел и привязанную козу. А вокруг, чтобы вы поняли, были минные поля. Это значит - местные жители как-то умудрились пройти через мины. Скорее всего, они приходили ее доить. Вернувшись, я, конечно, доложил об этом. Если прошли мирные жители, то и душманы тоже могли. А, подойдя к своей машине, я увидел, что от соседнего «Урала» остался только каркас. Пока я был на свалке, начался обстрел, и снаряд угодил в машину, которая находилась в 10 метрах от моей, и она вся сгорела. Если бы я был на своем месте, то, скорее всего, меня могло тоже задеть. Вообще к обстрелам мы привыкли. Был даже случай, когда я промывал радиатор своего «Зила», и начался обстрел. Но мы поняли, что снаряды падают чуть в стороне, и продолжили ремонт. Молодые были, ничего не боялись», - вспоминает Марат Асфандияров.
Также он рассказал еще об одном случае, когда он чудом остался жив.
«Однажды нас послали охранять склад. Мы шли по траншеям с моим товарищем Ильнуром Халяповым. Он тоже из Татарстана, земляк. А окопы в некоторых местах были засыпаны землей, чтобы машины могли проезжать. Эти 4-5 метров нужно было быстро перебежать и вновь оказаться в укрытии. И вот мы идем, Ильнур следом за мной, подходим к такому месту, и я почему-то останавливаюсь и не решаюсь перебежать через дорогу. Друг натыкается на меня и подталкивает. Не понимая почему, я встал. А я не иду, стою и всё. В этот момент звучит автоматная очередь в воздух – это значит кто-то увидел летящий снаряд и предупреждает об обстреле. А спустя несколько секунд, на противоположной стороне раздается взрыв. Как раз в том месте, где мы бы были, если бы не остановились. Когда пришли туда, там было все в дыму и горело – снаряд оказался фосфорным».
Но война в Афганистане Марату Асфандиярову запомнилась не только этим. Были еще и дружба, поддержка, солдатская смекалка и многое другое. Вспомнил он еще одного алексеевца - Ивана Зайцева, который пришел с другим призывом. Так прошла его служба в Афганистане, где он прослужил почти полтора года. Марат Мансурович был одним из тех, кто вышел из этой центрально-азиатской республики 15 февраля 1989 года. Но их часть оставили на нейтральной полосе, где три месяца вместе с сослуживцами обустраивал территорию для контроля за ситуацией: копали окопы, сооружали укрепления и огневые точки.
Вернувшись со службы, воин-афганец десять лет работал столяром в родном колхозе. Затем была работа в Альметьевске, где добывал нефть, строил мосты, работая бетонщиком в мостотряде. Кстати, он принимал участие в строительстве моста через Каму. Сейчас Марат Мансурович живет с супругой в Больших Тиганах, вырастили двух дочерей, помогают растить внуков. Как признался пограничник, везде, где бы он ни работал, ему пригодился опыт, который он почерпнул в Афганистане.
«Армия многому меня научила. Именно там начинаешь понимать вкус жизни. Там приходится надеяться только на себя и самому все делать. Либо научишься, либо тебя научат. Ну и, конечно же, мне всегда помогал Бог. Будь то в армии, или уже после на разных работах и просто в жизни. Я счастлив, что у меня сложилась все именно так. Если бы была возможность вернуться назад, то ничего бы не изменил. 15 февраля постараюсь прийти к нашему памятнику, увидеться с друзьями. С Иваном Зайцевым поговорим, вспомним службу, почтим память погибших», - говорит Марат Мансурович.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале газеты "Заря"
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Нет комментариев