Заря
  • Рус Тат
  • Димитриевская родительская суббота – 28 октября в 2017 году

    В 2017 году из-за совпадения субботы перед днем памяти святого Димитрия и праздником Казанской иконы Божьей матери, Дмитриевская родительская суббота перенесена на 28 октября.

    Подходит старушка, приехала в собор из деревни:
    - Батюшка, вот сестра-покойница что-то нехорошо снится… Это к чему, молиться за упокой надо?
    - Надо, матушка…
    - Спаси Господи… Надо приехать на нояберьские, помянуть сестру-то…

    Димитриевская родительская суббота - поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября по старому стилю). Людям «советского» возраста, приходящим поминать в родительские субботы своих усопших, проще запомнить этот день по другой дате: где 7 ноября - «красный день календаря», там где-то рядышком перед ним - и Димитриевская…

    Народная традиция крепко связала этот день с Куликовской битвой: дескать, благоверный князь Димитрий Донской просил в этот день преподобного Сергия Радонежского отслужить панихиду по воинам, полегшим в Мамаевом побоище…

    Правда, в «Православной энциклопедии» мы читаем, что слова из Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине 16 века : «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его» - не связаны напрямую с Куликовской битвой. В богослужебном уставе этот день не отмечен как поминальный, и народная традиция (вероятно, еще древняя, дохристианская) поминать в этот день усопших не сразу стала церковной.

    Тем не менее тысячи россиян заходят в этот день в православные храмы, ставят свечи, кладут на канунник продукты и пишут в поминальных записочках имена своих умерших близких. Стопы записочек, вереница имен… Горят свечи, поет хор, воздух светло-синь от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва - поддержка и утешение…

    Один из самых болезненных вопросов в такие дни - можно ли поминать тех, кто умер некрещеным?

    Распространено среди прихожан такое мнение: молиться можно только о крещеных и умерших в вере, перед кончиной исповедавшихся и причастившихся св.Таин (знаю монастырь, монахини которого учат паломников: молитесь только о самых близких, и то с осторожностью, за верующих, а за некрещеных - даже за самых близких нельзя, мол, человеку бы свои грехи отмолить, а молиться о других - брать на себя еще и их грехи, сие есть дерзость и неразумие пред Богом…)

    Что ответить усвоившим такой взгляд на молитву? Отвечаю просто: молитва и милостыня наша о душе усопшего - в помощь такому человеку.

    И вот представьте: один человек сидит себе на берегу, а другой тонет - кого надо спасать? Тонущего. Так кому первоочередно нужна молитва-помощница, верующему или неверующему усопшему? Понятно, что неверующему, тому, кому после смерти тяжелее…

    Конечно, если человек умер некрещеным, а тем паче - сознательно неверующим, если в земной жизни не принадлежал к Церкви Христовой, то после смерти его насильственно к Церкви не «пристегнешь», в записках на проскомидию его имя не пишут - но самим-то родным и близким, тем, кому судьба усопшего небезразлична, молиться о нем надо - и дома, и в храме - самим, в том числе и во время панихиды (молитву в храме, в евхаристическом собрании, совершает вовсе не только один батюшка, но в с я Церковь, все предстоящие).

    Коли мы сами христиане - это наш христианский долг во исполнение заповеди Божьей о любви к ближнему.

    Он ушел из земной жизни в тяжких грехах, нераскаянным? Что ж, предоставим его Богу и суду Божию, сколь праведному, столь и - в отличие от нашего с вами суда -милосердному. Об этом нам на каждом богослужении напоминает Церковь словами одной из ектений: «Сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

    * * *

    Заупокойная служба. Поют по крюкам.
    Или голоса так свежи, или это
    Умерший так стремительно уходит,
    Но в тесной часовне ветер поднялся невидимый.
    Шевелит листы старинной книги,
    Пылают над строками, летят киноварные невмы
    За умершим вслед.
    Пение напряжённо тянется, пока может
    Поддерживать душу, уходящую ввысь
    Ступенями мытарств. И вот - дальше стоп.
    Предел. Тончают,
    Глохнут нёбные кратиматы.

    Мы - дети, а взрослые - наши умершие.
    Мы в их прошлом живём.
    Никому не вернуться в детство.
    То-то я замечаю,
    Насколько наш мир мал, прост, шаток,
    Ярок, аляповат - манеж для игр
    При постоялом дворе! Особенно
    В сравнении с тобой, живой смертный голос,
    В следовании за умершим сам истаять готовый,
    Ветреною весной в часовне поющий
    Славу незнаемому, отчаянно чаемому
    Превечному Богу.

    Источник: pravmir

    Реклама

    Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале   газеты "Заря"

    Следите за самым важным и интересным в
    Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
    Следите за самым важным и интересным в
    Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
    Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
    Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: