Заря
  • Рус Тат
  • Капитан замечательных дел

    «Люди бывают знаменитыми и не очень...» - так гость редакции Кирилл Глушков начал рассказ о своём прадедушке Константине ГЛУШКОВЕ - капитане речного флота, мастере по изготовлению моделей судов, заворожившем этим делом ребятишек из кружка, которым он руководил, будучи пенсионером, в далёкие шестидесятые. Я же, слушая собеседника, быстро понял, что и...

    - Мой прадед, рассказывает Кирилл, - родился в Уфе в последнее лето девятнадцатого столетия. Отец его работал судоводителем в Бельском речном пароходстве, неудивительно, что и сын с малых лет полюбил корабли. Мать, простая домохозяйка, умерла рано, и в дом вошла другая женщина...

    Окончив гимназию, тринадцатилетним подростком Костя поступает к отцу на пароход матросом. Грамотный трудолюбивый парнишка через несколько навигаций назначается помощником капитана. Однако вскоре тихая Белая начинает казаться ему слишком малой рекой: Глушкова тянет на просторы Камы и Волги. Значит - снова учёба. В предвоенные годы он заканчивает курсы комсостава в Ленинграде, курс Казанского речного техникума. А в свободное от навигации зимнее время с увлечением занимается моделированием судов. Многие из моделей и в настоящее время находятся в музеях Москвы, Перми, Казани.

    К началу Великой Отечественной войны, окончив Молотовский речной техникум в Перми, Константин Глушков назначается капитаном на большой пассажирский пароход. На фронтах шли ожесточённые бои, мы теряли города один за другим. Началась большая эвакуация раненых водным путём из Москвы и Горького на Урал. Но самое страшное происходило в навигацию 42-го: под бомбёжками был организован вывоз раненых из-под Сталинграда. Несмотря на то, что транспорты шли под флагами Красного креста, много судов до пункта назначения не доходило. Ни брони, ни вооружения на пароходах не было, но Константин Васильевич вместе с другими капитанами вновь и вновь направлял свой речной корабль в смертельно опасный рейс...

    Сразу после победы Глушков в составе 25 опытных капитанов-речников принимает в Германии трофейный флот, занимая должность председателя комиссии. Всего через Волжско-Камский бассейн было переправлено полторы тысячи судов (а на одном из них - особо ценная по тем временам трофейная радиостанция).

    - По возвращении домой, -продолжает Кирилл, - прадед назначается заместителем начальника Чистопольского речного порта. Тогда это был крупный транспортный узел, нагрузки оказались чрезмерно велики. Через два года по состоянию здоровья его переводят в наши края - возглавлять паромную переправу Мурзиха, где он трудился в продолжении двенадцати лет до самой пенсии. За верность речному флоту, которому он отдал 47 лет своей жизни, прадедушка награждается Орденом Ленина, впоследствии получает и другие награды.

    Уйдя на пенсию в 1959 году, ветеран не сложил руки, а занялся любимым ремеслом, организовав при Доме пионеров судомодельный кружок, чтобы передать свои знания и умения мальчишкам-школьникам. Многие ребята возвращались с республиканских слётов с призами и наградами. Были среди них и те, кто позже выбрал для себя морскую службу. Известны несколько имён тех кружковцев: под руководством Глушкова строили корабли И. Настявин, В. Абрамов, Н. Морозов... Уже ближе к восьмидесятым годам Глушков переходит работать в первую школу посёлка столяром, а потом ещё какое-то время находит в себе силы потрудиться и на пищекомбинате: вот уж поистине - ни дня без ручного труда!

    Кирилл знает о своём прадедушке, конечно, по рассказам родных. В семье этого человека помнят и гордятся им за долгую, достойную уважения жизнь на благо и страны, и нашего района. После себя он оставил много картин - портреты, пейзажи, работы по дереву, модели. В домашнем саду давали обильный урожай плодовые деревья выведенных Глушковым сортов. Домочадцы сожалеют, что не сумели сохранить одну из самых масштабных, длиной более двух метров, его работ: модель-копию колёсного парохода «Сталинград», которую он мастерил в начале пятидесятых ещё в Мурзихе при свете керосиновой лампы, коротая длинные зимние вечера. На судне-оригинале Константин Васильевич долгое время служил капитаном, знал его конструкцию до последней заклёпки и потому, наверное, решил воплотить строгие обводы ставшего родным корабля в масштабной модели.

    Реклама

    Увы, но тонкая фанера, картон и точёные рейки - не самые долговечные материалы. С годами модель обветшала и сегодня какой-либо реконструкции уже не подлежит. А вот вспомнить ещё раз имя автора этой и многих других замечательных конструкций - нашего земляка, капитана речного флота, мастеровитого умельца и талантливого наставника, - наверное, стоит. Талантливые люди - выражаясь современным языком - «штучный товар». Чтобы организовать кружок технического творчества, мало найти деньги на станки, инструменты и расходные материалы. Самый дорогой инвентарь пролежит бесполезным грузом, если не отыскать для кружковцев увлечённого руководителя, согласного тратить своё свободное время на кропотливую, требующую безмерного терпения возню с ребятишками. Таким незаурядным человеком и был Константин Васильевич Глушков. Его имя действительно не гремело парадной медью на всю Россию, но тот тёплый свет, который он оставил в сердцах знавших его людей, как хочется надеяться, жив и поныне. Не зря же говорим мы об этом человеке через столько лет и столько поколений после его ухода из жизни. Быть может, пришло время вновь браться за дела?

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: