Заря

Алексеевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Люди и судьбы

Комсомольский путь Дании Давлетшиной

Дания Салиховна Давлетшина — фигура республиканского масштаба, даже можно сказать Всесоюзного! Секретарь Президиума Верховного Совета ТАССР, она начинала свой путь в Средних Тиганах, где работала учителем. В год столетия ВЛКСМ расскажем о выдающимся лидере этой организации в нашем районе, добившимся серьезных высот на государственной службе на уровне республики. Часть вторая.

Недавно мы побывали у нее дома в Казани и взяли интервью, в котором она рассказала о становлении комсомола, ее первых шагах в должности молодого комсорга в Алексеевском районе и ключевых событиях, которые изменили ее судьбу. Дания Салиховна приветливая и интереснейшая женщина, которая спешит передать свой жизненный опыт молодому поколению. В этом она сейчас видит свою общественную роль. Даже находясь на заслуженном отдыхе, она не живет местечковыми интересами, а мыслит широко, по-государственному.

 

Начало-начал
Уроженка Чистополя, Дания Салиховна считает, что ее начало-начал было в Алексеевском районе. Во первых, ее мама наша землячка.  А в тяжелые годы ее семья жила здесь, спасаясь от нужды и голода. В 1937 году, когда из десяти членов пленума райкома Чистополя посадили девятерых, ее отца Салиха Мухутдинова не тронули. Как выяснилось, - он был сыном батрака, поэтому его оставили работать. В 1939 году партийного работника направили на курсы в Ленинград. С началом Великой Отечественной войны он был призван на фронт. Там он благодаря тем курсам стал помощником командира по политической части. Прошел всю войну, был контужен и ранен. По возвращении в 1946 году, его как опытного фронтовика и партийного работника, направили работать 2-м секретарем райкома партии  села Большие Тарханы (ныне Тетюшский район), затем в этой же должности перевели в Куйбышевский район (современный Спасский район). А позже его перевели в Тюлячи первым секретарем райкома партии. При нем за хорошие показатели район стал краснознаменным. За это одним из первых в республике Салих Мухутдинов получил автомобиль «Победа».  

 

Студенческие годы
Но счастье семьи прервалось в 1950 году. По доносу его помощника, отца арестовывают и сажают на 10 лет. Наказание он отбывал в казанской тюрьме. После ареста главы семьи, супруга с детьми вновь возвращается в Алексеевское. Окончив здесь среднюю школу, Дания поступает в Казанский педагогический институт на учителя географии и биологии. Учась в Казани, любящая дочь тайно навещает отца в тюрьме. Помочь она ему ничем не может. А вот отец, несмотря на свое тяжелое положение, отдавал дочери весь свой скудный арестантский заработок – 25 рублей. В заключении он работал ассенизатором. Можно лишь догадываться, что испытывал партиец, фронтовик, прошедший всю войну, первый секретарь райкома, работая на самой унизительной работе. Он не стал кичиться своим статусом среди заключенных и согласился на любую предложенную работу. Тем самым он расположил к себе криминальных авторитетов, которые, мягко сказать, недолюбливали партийных работников. К тому же эта работа сокращала срок заключения: год шел за два. А это – возможность поскорее быть вместе со своей семьей. Помощь отца очень помогла молодой студентке, которая сразу же расположила к себе всех, с кем она была связана: соседок по комнате и этажу в общежитии, одногруппников, комсомол ВУЗа. Сразу же ее назначают старостой группы, затем она становится главной по этажу общежития, а на втором курсе она уже возглавляет комсомольское отделение факультета!


Перед девушкой представлялись хорошие перспективы. Но все это в любой момент могло рухнуть, поскольку она на свой страх и риск не отреклась от отца, и продолжала его навещать:

– Был страх потерять все, – вспоминает Дания Салиховна. – Если бы только в институте узнали, кто мой отец, меня бы не то, что сняли со всех должностей – из института бы выгнали! Но, к счастью, в институте глубоко в моем досье не копались: может быть не знали, а может быть, видя мою активность, просто не обращали внимания на судимость отца. После смерти Сталина папу выпустили по амнистии и реабилитировали. Он вернулся в Алексеевский район, где стал работать секретарём парткома Лебединского совхоза. После возглавил колхоз в Балахчино. А позже его направили работать начальником типографии в Чистополь, поскольку он имел образование полиграфиста.


К этому времени наша героиня уже завершила учебу и входила в комитет комсомола института. Ей предлагали возглавить отделение ВЛКСМ своего альма-матер. Остаться в городе на хорошей должности – это ли не мечта любого молодого человека из провинции? Но Дания Давлетшина не из таких. Она отказалась это предложение и настойчиво заявила, что желает ехать работать в любой район республики – хоть в самый дальний.

– Я вообще была хулиганистая, озорная, пробивная комсомолка. И мое решение для руководства было шоком, они не хотели отпускать меня, но с пониманием отнеслись к моему желанию. Просила я только об одном: чтобы меня направили в татарскую деревню выучить родной язык. Так сложилось, что всю жизнь я училась в русских школах. Хотя татарский язык понимала, но хотелось научиться общаться на нем. И мое пожелание исполнилось: меня направили учителем в Средние Тиганы. Родина притянула!       

       

Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица
Именно таким легендарным эпитетом из фильма «Кавказская пленница» можно  охарактеризовать нашу героиню, приехавшую в Алексеевский район после окончания Казанского педагогического института. Да и сам момент приезда в район также можно сравнить с сюжетом из не менее легендарного фильма «Весна на Заречной улице». Как и главная героиня картины, Дания добралась до Билярского перекрестка лишь с одним чемоданом, стала ловить попутный транспорт. Как и в фильме же, остановился водитель грузовика, который предложил подвести ее до Средних Тиган. Также с долей сомнения он высказался и по поводу времени пребывания в районе: «У нас надолго не задержишься, быта деревенского не выдержишь». На этом романтическая параллель с фильмом прерывается, – места в кабине не было, поэтому Дания доехала до села в кузове грузовика. С сочувствием и недоверием отнеслись к ней и в школе, мол молодая, из города – надолго ее не хватит. И они были правы: в школе она проработала недолго. Молодую активистку сразу заметили в местном райкоме партии.

 

Комсомольская ячейка
В то время, в 1955 году семилетнюю Среднетиганскую школу преобразовали в среднюю, и молодому педагогу дали классное руководство над старшим классом. Там были ученики разных возрастов, которые на несколько лет были старше Дании. Дети относились к ней уважительно и звали её Дания-апа. Провожая её домой после уроков, учили татарскому языку. Благодаря своему дару лидерства она смогла их сплотить и увлечь в общественной деятельности. Совместно они сделали волейбольную площадку. В этом им помог и колхоз. Затем в селе стали многие заниматься этим видом спорта. С наступлением зимы устраивались лыжные пробежки. Со временем подтянулась и колхозная молодежь. Председатель колхоза, видя как оживилась молодежная жизнь, предложил ей возглавить комсомольскую организацию села. Дания Салиховна отказалась от должности, но активно стала помогать этой молодежной организации. Общими усилиями был отремонтирован клуб. В нем проводились культурные мероприятия.  

– Но песнями и танцами наша деятельность не ограничивалась, – говорит Дания Давлетшина. – Помогали мы и колхозам. Однажды во время уборки картошки, в Красном Яре, прославленный председатель колхоза Николай Семенович Козин представил меня руководителю исполкома района Николаю Николаевичу Голубеву. Тот пообщался со мной, расспросил про сельскую жизнь, поинтересовался жизнью комсомола на селе. Я рассказала ему о своей деятельности. После этого меня пригласили в райком. Там я встретилась с заведующим орготделом Чурбановым. Он предложил возглавить районную комсомольскую организацию.

– Я люблю свою работу в школе, привязалась к детям, молодежью колхозной занимаюсь. Поэтому предложение ваше принять не могу. И думать не буду! – таков был ответ юной комсомолки, решившей остаться на месте.


Директор школы был в недоумении, поскольку его сотрудник во первых отказался от хорошей работы и во вторых отказал райкому, что по тем временам было немыслимо. К тому же, узнав об этом, молодежь Средних Тиган также написала письмо руководству района с просьбой оставить на месте своего руководителя.


Но райком партии не оставил Данию. Спустя время ее вновь вызывают ко второму секретарю райкома:

– Мы слышали не хочешь принимать нашего предложения. Ты же в партию хочешь вступать? Но не видать тебе партии. Поэтому, выхода у тебя нет – обком комсомола ждет тебя. Кандидатура твоя утверждена. Езжай в Казань с документами.

– Я вновь отказывалась. Тогда мы пошли к первому секретарю Федору Павловичу Макарову, – вспоминает Дания Салиховна. Он много не разговаривал, был очень строгим руководителем.
Он мне лишь сказал: «Берешь документы и едешь в обком»  
Вот таким образом я и стала руководителем комсомольской организации Алексеевского района.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале   газеты "Заря"

Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie

 


Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев