«Наш музей очень многое может дать детям»
На одном из прошедших совещаний директоров школ в ряду других тем был вопрос сотрудничества учреждений образования с районным Музеем родного края (МРК) и роли школьных музеев в духовно-нравственном и патриотическом воспитании учащихся. МРК давно и успешно работает с детьми по специально разработанным программам, его сотрудники умеют говорить с юными краеведами...
- Любовь Ивановна, как приняла вас аудитория школьных руководителей?
- Слушали с интересом. Надеюсь, что в недалёком будущем этот интерес принесёт практические результаты. Считаю, что цели и задачи районного краеведения и школ во многом схожи. Так же, как школы, мы занимаемся пропагандой знаний, обучаем наших юных слушателей, занимаемся воспитанием. Особую важность придаём нравственно-патриотическому воспитанию детей и молодёжи. В этом направлении мы можем предложить школам широкий спектр сотрудничества в самых разных формах. Для начинающих мы организуем обзорные и тематические экскурсии. Для более глубокого изучения тем предлагаем лекции с фондовым показом, рассчитанные на школьников разных возрастов, или комплексные мероприятия. Это, в основном, разовые занятия, имеющие, тем не менее, хороший эффект. Так, в рамках акции «Музейная весна-2014» очень удачно у нас прошла встреча со школьниками по теме «В мире животных». Надеюсь, что со следующего года это мероприятие войдёт в отдельную музейную программу.
- Да, у вас, действительно, есть целые циклы занятий...
- Музейные образовательные программы практикуются у нас давно, ещё со старого музея, где они шли на протяжении семи-восьми лет. Обычно программы рассчитаны на один учебный год, но есть и долгосрочные проекты. Так, наше сотрудничество с педагогом первой школы Ларисой Толпегиной длится уже много лет, и сейчас она приводит к нам уже третье «поколение» своих учеников - учащихся пятых-восьмых классов. Музейные образовательные программы предполагают целенаправленное, более глубокое, а значит, и результативное изучение каких-то тем. Поэтому они разные и обязательно адаптированы под конкретные возрастные группы. Так, «Мастер-класс по декоративно-прикладному искусству» работал у нас на протяжении десяти лет - во многом благодаря усилиям талантливого педагога Ольги Романченко, давнего друга музея, понимающей важность сохранения ремесленных традиций и навыков ручного мастерства. Интересно, что на её занятия с удовольствием приходили не только девочки, но и мальчики. Сейчас эта программа временно приостановлена, но в будущем, я надеюсь, мы снова возобновим работу. Также несколько лет у нас активно действуют две музейные программы: «Путешествие во времени» для средних классов и «Алексеевцы на защите Отечества» для детей среднего и старшего возраста. На эти занятия в основном приходят ребята из алексеевских школ (очень активны вторая и третья). Учащиеся первой школы (класс Ларисы Толпегиной) - слушатели программы «Путешествие во времени». Кстати, для постоянных групп у нас есть льгота: начиная с третьего занятия снижается цена на билет, мы разрешаем им бесплатное фотографирование и т. д. Программы стартуют в сентябре, тогда же формируются и постоянные группы.
- Расскажите подробнее о наполнении этой программы - название её достаточно интригующее...
- Музейная образовательная программа «Путешествие во времени» разбита на девять занятий. Первое занятие - вступительное, с обзорной экскурсией по музею. Следующая встреча - «Тайны веков и тысячелетий» - посвящена археологии (в этом зале множество экспонатов, и есть что не только посмотреть, но и попробовать в работе). Не менее интересна тематика всех последующих занятий: «Национальная одежда народов края», «Путешествие по фотографиям прошлых лет», «Новинки музея», «Отчизны славные сыны» (февраль), «Роль женщины в истории края» (март) «Реликвии Победы» (апрель). Заканчивается цикл викториной «История Алексеевского края в вопросах и ответах» с вручением небольших призов активным участникам. К каждому занятию мы готовим небольшую выставку, интерактивные материалы - старинные вещицы, которые можно подержать в руках, испытать в действии. Словом, стараемся всячески заинтересовать ребят, чтобы удержать их внимание на протяжении всего занятия.
- Как вы готовитесь к таким встречам?
- Как правило, всем коллективом. Есть, конечно, основной ответственный, Владислав Осянин, но помогают ему все. Вместе составляем программу на год, разрабатываем схему конкретного занятия. Я, как бывалый музейщик, предлагаю идеи - что можно включить в план для той или иной группы, какую «изюминку» хранят музейные «закрома», фондовик Ирина Галанина добавляет свои предложения, готовит выставки и отдельные экспонаты. Обычная лекция, даже очень содержательная, детям быстро наскучивает, поэтому стараемся, чтобы на каждом занятии было весело и интересно. Часто наши встречи начинаются на втором или первом этаже, а заканчиваются в недрах музея - цокольных помещениях.
- Могут ли группы детей, не входящих в состав постоянных слушателей, побывать на каких-то разовых занятиях?
- Мы не против этого. Если школа связывается с нами и договаривается - приглашаем. Но, конечно, полный курс даёт детям цельные знания по теме, более крепко удерживающиеся в памяти. Так, очень хорошо в минувшем учебном году прошла программа «Алексеевцы на защите Отечества в годы Великой Отечественной войны» (на отдельных занятиях побывали студенты колледжа, приезжали дети из Сахаровской школы). Она рассчитана в основном на старших школьников, но приходят даже пятиклассники. В программе пять занятий, каждое из которых, на наш взгляд, имеет большое воспитательное и краеведческое значение. В рамках программы мы много работаем с семьями, часто - через самих детей, потому что основу занятий составляют рассказы о наших земляках, участниках великих битв - Московской, Сталинградской, Курской, Ленинградской... Прадеды многих школьников участвовали в тех сражениях, дети принимают это очень близко. Мы им даём задания - принести из дома фотографии фронтовиков, рассказы о них. Таким образом в музей поступают новые интересные экспонаты. Заключительное занятие мы обычно посвящаем творческим работам - дети пишут небольшие сочинения о своих прадедушках и прабабушках, участниках войны, тружениках тыла, их вкладе в победу или вспоминают то, о чём говорилось на занятиях. И то и другое очень важно, мы считаем.
В программе есть очень увлекательная лекция «Фронтовые истории из жизни земляков». По старым архивам, собранным ещё основателем музея Виталием Ивановичем Абрамовым, по газетным публикациям мы собираем самые яркие, запоминающиеся сюжеты: иногда забавные, в других случаях - трагические (про тяготы плена, ранения и т. д.) и пересказываем их детям. Обязательно показываем фотографии, личные карточки из концлагерей, похоронки, наградные документы, то есть то, что реально может заставить детей задуматься, сформировать свой собственный взгляд на Отечественную войну.
- На совещании вы говорили о преимуществах курсовых занятий в музее?
- Конечно. Мы понимаем, что сформировать постоянную группу школьников, да ещё на несколько лет, - дело непростое. Многих останавливает денежный вопрос, однако на жвачках и шоколадках дети тратятся несравненно больше.
- Кто самые активные участники ваших программ?
- Чаще других в музее бывают группы учащихся из аграрного колледжа (17 раз в прошлом учебном году), но, к сожалению, в основном они приходят на разовые мероприятия. Первая школа посёлка посетила 12 занятий (из них восемь - постоянная группа Ларисы Толпегиной), вторая - 11, третья - 4. Пять раз приезжали школьники из Сахаровки, три раза - лебединцы. По одному-два раза были многие сельские школы. Понятно, что для школ района немалой проблемой является транспортный вопрос, который как-то нужно решать. В этой связи хочется поблагодарить давнего друга Музея родного края учителя Лебединской школы Геннадия Типясёва, который каждый год привозит к нам детей из разных классов, практически охватывая всю школу. Конечно, лебединцы приезжают только на разовые занятия, но это тоже своего рода постоянное сотрудничество.
- Дети привыкают к музейному формату информации, да и темы, наверное, не оставляют их равнодушными...
- Все наши встречи проходят при большой активности ребят, тем более что и среди отдельных занятий есть очень интересные. Например, лекция с фондовым показом о затоплении наших земель в пятидесятых годах прошлого века, на которую обычно приходят старшеклассники, изучающие повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Учителя истории, биологии, географии приводили детей на занятие по археологии и антропологии, которое мы готовили по материалам раскопок стоянок, селищ, городищ, расположенных на территории Алексеевского района. Я считаю, что наш музей может очень многое дать детям, если в таком сотрудничестве заинтересованы и педагоги. У нас интереснейшая экспозиция, богатейший фонд, насчитывающий уже более пятнадцати тысяч экспонатов, грамотный и подготовленный персонал - всё, что необходимо для тесной работы со школами. Просто нужно идти навстречу. Думаю, о многом говорит тот факт, что к нам за опытом строительства экспозиции и организации музейных фондов по рекомендации Национального музея приезжают музейщики из многих районов республики. Значит, есть чему поучиться.
- В начале нашего разговора вы сказали, что директора школ проявили интерес к краеведческой тематике...
- Хочется на это надеяться. Своё выступление я закончила предложением о проведении в следующем году семинаров-практикумов по организации школьных музеев. Это многогранный и сложный вопрос: наверняка каждая школа хочет вести краеведческую работу не просто в теоретическом варианте, где-то музеи и открываются, но не везде начатая работа имеет продолжение. Мы можем научить школьные музеи работать именно по-музейному - с правильными оформлением экспозиции, систематизацией фонда, налаживанием поисковой работы.
- Важно ещё подобрать соответствующего человека для музейной работы...
- Конечно. Настоящий краевед - экземпляр редкий. Очень трудно найти музейного сотрудника с таким даром, характером. Основатель нашего музея Виталий Иванович Абрамов был живым примером на протяжении многих десятилетий. Ещё в молодые годы он интуитивно нащупал верный путь для создаваемого им вместе с учениками музея Алексеевской средней школы. Музей получил реальное материальное воплощение, прекрасно работал, был внедрён в учебный процесс и сумел потом перерасти в учреждение районного уровня и потенциала. Наши советы во многом базируются на его творческих находках, которые мы дополнили собственным опытом работы в условиях сегодняшнего дня.
Лариса ТОЛПЕГИНА: «Музей - это хранитель исторической памяти»
...Сотрудники музея прекрасно знают, что любого ребёнка увлекает радость познания и удовольствие от рассматривания реальных конкретных объектов. На занятиях у ребят есть отличная возможность прикоснуться к истории: порезать картошку каменным ножом, погладить бельё рубелем, примерить армейские головные уборы разных эпох, представить и нарисовать древнюю вазу, собрать и разобрать автомат. Победители викторин получают призы: возможность сфотографироваться в историческом костюме или наборы открыток.
Сейчас мои ученики не говорят, что они уже были в музее. Они идут на занятие в Музей родного края зная, что их ждут новые открытия, интересные экспонаты, встречи с увлечёнными историей людьми.
Детский взгляд:
Егор ЧУНИН:
- Мне нравится, что в музее можно узнать много нового. С нами проводят викторины, показывают древние инструменты, мы разбирали и собирали автомат. В музей нужно ходить для того, чтобы узнать, как люди жили в прошлом.
Ксения МАРКОЧЕВА:
- Мы часто посещаем наш музей. Мне было интересно, когда проводили викторину, загадывали загадки. А иногда мы смотрим старинные фотографии. Я стала победителем викторины, и мне подарили набор открыток «Прогулки по Алексеевскому». Мы гладили рубелем, и теперь я знаю, как трудно было в старину выгладить бельё.
Алёна ЦЫГАНОВА:
- Я узнала много интересного в музее. Больше всего мне нравится смотреть старинные фотографии и фотоаппараты. Ещё были интересные конкурсы с призами. Мне нравится, что там можно узнать о прошлом, о людях, которые жили до нас. Люди должны посещать музей, чтобы знать историю родного края.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале газеты "Заря"
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Нет комментариев