Заря

Алексеевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Люди и судьбы

О традициях проведения свадеб в начале прошлого столетия на примере своей бабушки рассказывает сотрудница Билярского Музея-заповедника

У любой нации и народа традиционно свадьбы проводятся осенью, когда закрома полны урожая, основная работа на полях и огородах закончена. Но не все люди придерживаются этой традиции, поэтому в любое время года можно встретить пышную кавалькаду машин с кольцами на крыше.

Вот и сегодня, проходя по территории комплекса Святой ключ, встретилась со счастливой парой молодоженов. Невеста, как лебедь, изящная, вся в белом, и жених - нарядный, гордый, как и положено жениху. Дай Всевышний им силу духа и терпения, чтобы этот счастливый миг длился всю жизнь.

Еще каких-то полвека назад люди не могли даже представить себе, что так будут праздноваться свадьбы. В советское время молодожены вдвоем шли в местный сельский совет, где их расписывали, и так создавалась новая семья. Если родственники были побогаче, то праздновали торжество, а если нет, то просто начинались будни семейной жизни.
Как совершали и праздновали свадьбы во времена Великого города Биляра, история до нас не донесла таких сведений, но во все времена были свои правила и обряды такого важного события в жизни любого человека, как свадьба.

А сто лет тому назад вообще все было иначе. Я вспоминаю рассказы моей бабушки о том, как она выходила замуж за моего дедушку. Это было в декабре 1900 года. В те времена татарская девушка одна не имела право даже выходить из дома. А о том, чтобы знакомиться с парнем, не могло быть и речи. Если где-то кто-то замечал, что девушка с парнем перекинулись взглядами, то ворота девушки обмазывали дегтем, а их самих наказывали самым жестоким образом. Об этом сохранились баиты и предания народного устного творчества. Если же девушке нужно было куда - то сходить, она одевала чадру так, что оставались не закрытыми одни глаза. Знакомили с будущим мужем, в основном, родственники, часто сваха, которая знала всех жителей деревни. Она была осведомлена о родословной жителей, знала их родовые болезни, нравы того или иного рода, а также все о девушках и парнях, проще говоря, женихах и невестах. И сватала их за «хорошего человека». Она же участвовала и при знакомстве глав семей и заключении договоров о величине выкупа и приданного, которые велись для будущей свадьбы. Если при этом приходили к согласию, то читали никах, очень часто до него молодые не представлялись друг другу. И нередко у «хорошего человека» - жениха - оказывалось множество недостатков: лицо обезображенное оспой, или он был калекой, или бедняком безлошадным, или у него была очень сварливая мать и т. д. А обратного пути назад не было: прочитан никах, который нельзя было отменить ни под каким предлогом. Так и терпела жена все испытания, выпавшие на её долю, до конца своей жизни.

Бабушку тоже сосватали. Дед жил в соседях с ее сестрой и бабушку увидел у них через щелочку в занавеске - в то время бабушка приехала к сестре погостить. Таким образом, заочно состоялось их знакомство, вернее, дед увидел свою будущую невесту. Бабушкина сестра охарактеризовала деда только с положительной стороны. Дескать, состоятельный парень, недавно приехал из Перми, где работал приказчиком. Заработал себе на свадьбу и калым, к тому же из хорошей, работящей семьи, воспитан, владеет множеством ремесел и сможет содержать семью.

Бабушка жила вместе с родителями в д. Нижняя Майна. Отец держал водяную мельницу на реке Черемшан. Вся округа у него молола муку. Финансовое положение у мельника было хорошим, поэтому бабушка была обеспеченной девушкой и с приличным приданным. Она умелая рукодельница и хороша собой. Деду, конечно же, понравилась, и он послал сватов. Свадьбу назначили на декабрь. Прочитали никах в доме девушки. Теперь нужно было привезти ее домой. За ней из Кульбаево Марасы отправился целый обоз. Бабушка вспоминала, что в тот день был очень сильный мороз, у ноздрей коней мгновенно образовывались сосульки, кучера то и дело соскакивали с саней и ломали их. Обоз нужен был для перевозки ее приданного, который состоял из большого сундука, подушек, перины, множества принадлежностей для дома, подарков для новой родни.

В те времена девушка начинала готовить себе приданое с 13-14 лет. Она должна была соткать 40 полотенец, рубашек будущему мужу, кучу портянок, скатерти, салфетки, коврики для молитв, наволочки для подушек, простыни, и все они должны были быть красиво вышитыми. Каждая вещь у бабушки была произведением искусства. Некоторые из них сохранились до наших дней. У бабушки всего этого хватило на всю жизнь. Все приданое укладывалось в сундук, который тоже был произведением искусства - сделан из специального сорта дерева, окован узорчатыми медными пластинками. Все добро погрузили в обоз и поехали. К вечеру обоз благополучно доехал до Кульбаево Марасы. Молодым дома места не оказалось, и им предложили ночевать в клети. Бабушка говорила, что дома жили свекровь, свёкор и четыре брата деда. Постелили постель из тех подушек и перины из чистого пуха, которых привезли как приданое в клети в трескучий мороз. Так прошла их первая ночь семейной жизни, но молодые не замерзли.

Замужняя жизнь бабушки оказалась полной счастья, понимания, испытаний, горя и радостей. Она была очень мудрой, работящей и заботливой женой. Родила 10 детей, из которых осталась в живых только моя мама. Бабушка говорила, что дети умирали от лихорадки. Когда очередной годовалый ребенок умер ночью, она шепнула ему, что завтра его не будет около неё. Обняла его тело и заснула. Старшая дочь умерла в 19 лет от тифа. Не было докторов. А земский фельдшер в Р. Марасе сказал деду, когда он поехал за ним, что поехал бы к больной, если бы дед за ним приехал на тарантасе, а не на простой повозке. Тарантаса не было, так и не спасли дочь. Сын в 7 лет утонул в реке. Весь день искали его тело всей деревне, но наступила ночь, и никто не отважился нырнуть и вытащить его тело из воды. А утром начался сильный ветер. Место затерялось, и опять тело искали целый день...

В 1914 году началась война. Деда забрали на фронт. Бабушка осталась с детьми, свекровью и свекром дома. Нужно было пахать, сеять наделы земли. От этого зависела сытая жизнь семьи. Чтобы нанять мужчин, нужно было обратиться к старосте. Женщина напрямую не могла обращаться к мужчине. Поэтому она сначала разговаривала с его женой, и только через нее вела переговоры. Но все шли ей навстречу и незасеянными наделы не остались. Дома вся работа была на ней: готовить еду, всех накормить, испечь хлеб, ухаживать за скотиной, стирать, ткать, вязать, истопить баню и вымыть всех. А свекровь сидела в переднем углу и только приказывала ей, что и как сделать, но сама ничего не делала по дому, нужно было угодить еще и ей. Села она в передний угол, как только в доме появилась сноха, хотя ей в то время было всего 43 года. Со свекром сноха не должна была разговаривать - такие были обычай. Братья ушли из дома, как только им исполнилось 19-20 лет. Один из них уехал на заработки в Маньчжурию, а тут грянула революция, обратная дорога перед ним закрылась, его обратно не впустили в Россию. Он всю жизнь мечтал вернуться домой, но ему так и не разрешило Советское правительство возвратиться. Глубоким стариком он присылал письма с мольбой о возвращении из Ливана домой, писал, что даже не завел семью, так как это могло помещать ему вернуться на Родину, но он был не нужен стране. Другой брат выучился и стал директором педучилища в Бугульме. Его объявили врагом народа. Скончался от голода в тюрьме Саратова. Третий брат стал певцом, гастролировал по Татарстану, заболел тифом и умер дома. Дед попал в плен к немцам и приехал домой только в 1919 году. Он дожил до старости. Был мудрым, очень толковым и трудолюбивым человеком. Односельчане сохранили память о нем как о спасителе от голода 1921 года. Дед разбил огород в 30 га, выращивал овощи, что и спасло жителей деревни от голода.

Бабушка прожила долгую и счастливую жизнь, умерла в 94 года в полном сознании и здравом уме. Только благодаря терпению, самообладанию и мудрости, она не потеряла здоровье, пережив столько горя, лишений и трудностей. Помогала большой родне и советами, и словом. Любила гостей и сама с удовольствием ходила в гости. Всегда была оптимисткой, жизнерадостной, много времени уделяла воспитанию своих внуков.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале   газеты "Заря"

Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie

 


О традициях проведения свадеб в начале прошлого столетия на примере своей бабушки рассказывает сотрудница Билярского Музея-заповедника

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев