В армию, уроженец Сухих Курналей, уходил из Набережных Челнов. Из родного села в автоград он уехал после девятого класса. В городе обучился на сварщика, а после учебы работал по специальности на литейном заводе, изготавливавшим детали для «КамАЗов».
В армии первые полгода он провел в Туркменистане, обучаясь на механика-водителя боевой машины пехоты (БМП). Как вспоминает Рафкат Рашитович, те знания очень пригодились ему в Афгане, поскольку он получил бесценные навыки вождения в горной местности, которая схожа с рельефом Афганистана. Выполнять же свой интернациональный долг молодой водитель начал в апреле 1985 года. Первое время охранял Саланг - крупнейший тоннель на перевале.
- Свою БМП-2 я получил еще в «союзе», на ней и приехал в Республику Афганистан, - рассказывает ветеран. - Машина, в сравнении с первой модификацией, была мощнее, надежнее и оператору-наводчику было удобнее стрелять, поскольку башня была напичкана современным, для того времени, оборудованием. В нашу задачу входила охрана дороги, по которой шли колонны нашей техники.
Спустя пару месяцев, я получил травму головы. Однажды вечером ехали на ночную смену, на свой участок Саланга, нашу БМП начали обстреливать. Водитель увеличил скорость, машину на повороте занесло, и она сорвалась вниз. Меня и еще двоих сослуживцев, ехавших «на броне» от резкого поворота раскидало по разные стороны дороги. При падении я больно ударился о камень.
Эта травма и сейчас иногда дает о себе знать. Тогда никто не погиб, водитель каким-то чудом успел быстро выпрыгнуть. А сама БМП кубарем улетела метров на 200 вниз по склону. Она уже была непригодна для службы: башня в одной стороне, перекореженный корпус в другой. Ее потом подорвали саперы, чтобы врагу не досталась.
Спустя некоторое время наш экипаж перевели в Баграм. Там мы охраняли аэродром, госпиталь, соседние кишлаки. Стояли на горе, контролируя зону. Нас привлекали к участию в боевых операциях, стояли в засадах, с разведчиками ходили на спецоперации, прикрывая их тыл, после ночных обстрелов наших позиций, выходили на поиски душманов. Условия были тяжелые.
Днем жара 50 градусов, отчего броня раскалялась, так, что рука не выдерживала. Воду из своей фляжки невозможно было пить - делаешь глоток, а она кипяток! Ночью спали прямо в машине, потому что мы к ней приписаны были. Нашему отделению везло, все челнинские ребята, с которыми призывались и после «учебки» прибыли сюда, остались живы. С ними мы и сейчас связь поддерживаем, стали друг другу будто родными. Хотя смерть, если можно так сказать, кружила рядом. Однажды мой друг Андрей, водитель из Башкирии, подорвался на фугасе.
Повезло, что скорость была большая и его БМП просто пролетела над местом взрыва, осколками лишь траки на гусеницах перебило. Машина двигаться не могла, и её начали обстреливать, мы его прикрыли и вывезли. А технику потом отремонтировали и забрали. Во время боевых дежурств стреляли из автоматов и по моей машине. Но на войне случаи были и пострашнее.
Однажды новый командир взвода, всего пару месяцев отслуживший в Афгане, по неопытности повел солдат на поиски моджахедов, но не заметил растяжку и подорвался на ней. С ним погиб и еще один боец. Но самый ужасный случай произошел ночью на одном из блокпостов, располагавшемся неподалеку от нас. Скорее всего солдат, стоявший на посту, уснул, и всех солдат спящими убили. Утром им звонят, а никто не отвечает. Поехали туда а там 18 ребят лежат...
В октябре 1986 года Рафкат был уволен в запас. На Родину его провожал известный генерал, Герой Советского Союза Руслан Аушев, лично поблагодаривший за выполнение интернационального долга.
Привыкать к гражданской жизни нашему земляку было непросто. Из Афганистана он вернулся обратно в Набережные Челны. Участникам боевых действий было положено множество льгот и мер поддержки. Но эти же привилегии становились и препятствиями при устройстве на работу:
- Увидишь объявление, что на завод требуются, например, электромонтеры, приходишь устраиваться - вспоминает Рафкат Медведев, - а там узнают, что ты «афганец» и сразу отказывают, говорят не требуется никто. Хотя объявление о наборе все еще висит, и других людей принимают.
Руководители предприятий не хотели нас брать, потому что нам положено было жилье, санитарные путевки и тому подобное. Это все они должны были обеспечить, и никто связываться не хотел. Я так несколько раз пытался устроиться, и все было бесполезно.
В итоге вернулся на свой литейный завод, где меня ждали, и я был на хорошем счету. Там я возглавлял общество ветеранов- интернационалистов завода. В 1994 году переехал в Алексеевское, и уже 22 года работаю слесарем на нашем кирпичном заводе, в «Алексеевской керамике».
Вместе с супругой Гузалией они воспитали двух детей. Дочь Алина учится на юриста в Казани, а сын Алмаз недавно закончил Чистопольский судо-ремонтный техникум по специальности механик- электрик и собирается в армию.
По традиции 15 февраля Рафкат Рашитович, как и другие участники боевых действий в Афганистане, соберутся в парке Победы, чтобы почтить память погибших и вспомнить боевые годы.
Нет комментариев