Заря

Алексеевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
"Муниципальные вести"

Впечатления об Алексеевском: день, вобравший эпоху

Жительница Нижнекамска Елена Цапаева, однажды побывав в райцентре, настолько была впечатлена увиденным и услышанным, что положила на бумагу свои ощущения и прислала нам, проходящим каждый день мимо… Мимо того, что заставляет восторгаться приезжих издалека людей. Благодарных гостей, которые невольно заставляют нас, алексеевцев, посмотреть на россыпи настоящих ценностей, принадлежащих нам, их...

Зуб мамонта. Ржавый оскал разорвавшегося снаряда. Старинный патефон. Лоснящийся бок старой галоши. Советский рубль. Обнажённый остов разрушенной церкви. Тёплый чаёчек в классе воскресной школы вприкуску с конфеткой, под непринуждённый разговор с православными друзьями...

Я стоп-кадром отматываю мгновения того осеннего октябрьского дня и поражаюсь чуду промелькнувших суток, сумевших вместить в себя целую эпоху.

Машина времени

23 октября Русская православная церковь чтила память великого угодника Божьего: в этот день 124 года назад в Шамординской обители почил старец Амвросий. Спустя целый век и два десятилетия в одном из 78 храмов Чистопольской епархии 10 благочинных во главе с епископом молитвенно поминали преподобного старца Благословенной Оптины.

В этот день в храме Воскресения Христова села Алексеевское Божественной литургией предварялась встреча духовенства епархии, на которой решались очередные важные церковные дела.

Вместе с делегацией благочинных в Алексеевское прибыла православная молодёжь: маленьким, но дружным составом нам предстояло обсудить все детали грядущего православного Фестиваля видео- и фото- работ. Нить обсуждения рабочих моментов то и дело прерывалась репликами-воспоминаниями о том, о сём - о приятностях, входящих в список впечатлений нашего неформатного дружеского общения.

Разобрались с фестивалем. Забаррикадировав окно кабинета плотной материей от дневного света, устроили закрытый кинопоказ видеоролика, только вышедшего с "конвейера" творческой лаборатории ребят из Спасского благочиния.

Насущные вопросы молодёжек были решены, и нам оставалось ждать окончания расширенного совещания благочинных. Минуты ожидания, вынырнувшие из дня, ознаменовавшегося особо ранним пробуждением (не приведи Господь опоздать на архиерейскую службу!), тянулись бесконечно.

И вот кто-то предложил поехать на место разрушенного старинного храма. Так был обозначен первый пункт нашей незапланированной экскурсии по достопримечательностям Алексеевского. Спустя время, я поняла: в тот момент, когда гостеприимная Ольга, руководитель алексеевской молодежки, повернула ключ зажигания своего автомобиля, мирное урчание двигателя перенесло нашу команду в салон воображаемой машины времени.

И наше путешествие по историческим вехам легендарного села началось.

Остановка первая: Букет бордовых хризантем

- Кто-то из жителей постоянно приносит сюда цветы. В прошлый раз, когда мы были с ребятами на экскурсии, у могилы видели букет - и вот, пожалуйста, опять, - наш алексеевский экскурсовод Ольга, ввела нас в пространство почти до основания разрушенного первого храма старинного села.

Триста лет назад губернатор Казанский и Астраханский граф Петр Матвеевич Апраксин приобрёл небольшую деревушку на левом берегу Камы, в месте пересечения её Оренбургским почтовым трактом. Было это в 1712 году, а спустя какое-то время деревня преобразовалась в большое богатое селение, православная история которого началась с постройки деревянной церкви, один из приделов впоследствии и дал новое название селу - Алексеевское.

Словно эхом далекого ХVIII века доносятся до нас слова уникального исторического документа - "Летописи Воскресенской церкви села Алексеевского Лаишевского уезда", составленной местным священником Василием Нечаевым в 1891 году:

"..мы, великий господинъ, преосвященнейший Тихонъ, митрополитъ Казанский и Свияжский,..благословили и повелели... построить вновь церковь Божию во имя Живаноснаго Христова Воскресения, да въ приделах иже во святыхъ отецъ наших Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, да Алексия, митрополита Московскаго и всея Руси Чудотворца, древянную...",

- непривычный слуху современного читателя стиль архиерейского указа митрополита Тихона погружает нас в атмосферу давно минувших лет, растворившейся миражами истории почивших веков.

Церковь три раза меняла своё обличье, из деревянной, стараниями новых хозяев села горнозаводчиков Демидовых, став каменной, а затем, спустя более полувека, попав в собственность последнего хозяина села Алексея Ивановича Сахарова, превратилась в "каменный, трехпрестольный, довольно величественный и просторный" храм.

Прочные своды третьего храма оберегали ценные святыни - многочисленные иконы, наиболее почитаемая из которых имела 7 вершков (31 см) в вышину и 5 (22 см) - в ширину. Эта чудотворная икона была образом Ахтырской Божьей Матери. И хотя время её написания и авторы неизвестны, но обретение иконы в 1816 году произошло по Божьему Промыслу, дивным образом исцелившего больного юношу. Впоследствии святыня являла многочисленные чудеса постоянно.

Сегодня о былом величии каменной постройки можно только догадываться. В тот день оголённые остовы стен, как покалеченные мятежной бурей мачты кораблей, стыдливо и дерзко тянулись к серому алексеевскому небу. Немые свидетели сгинувшего безбожного лихолетья, останки Воскресенской церкви словно застыли в безмолвном крике.

Обнажённая кладка уцелевших фрагментов стен из красного кирпича напоминала кровоточащие раны. В основании разорванного на куски каменного тела храма сейчас, как зажженная свечечка, теплится небольшая часовенка. Светлая, славная, она переполняет сердце надеждой на то, что гонимая православная вера возрождается обновлённой памятью потомков.

Букет бордовых хризантем, возложенный у основания новой часовенки, читается покаянным жестом, исповедью, возгласом "простите нас!" в адрес тех, кого на свете уже нет. Может, этот запутавшийся в осеннем букете крик, предназначен последнему священнику храма, Дмитрию Тростянскому, расстрелянному 8 января 1938 года тройкой НКВД в Чистополе?..

С черно-белой фотографии на меня смотрит усталое лицо церковнослужителя, и мне кажется, что бордовые хризантемы - это соцветья с мученического венца иерея, отошедшего ко Господу 77 лет назад в день, следующий вослед святого праздника Рождества Христова.

продолжение следует...

Елена Цапаева, г.Нижнекамск

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале   газеты "Заря"

Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев