Заря
  • Рус Тат
  • В одном шаге от звёзд

    Профессиональное сотрудничество с соседями - краеведами Алькеевского района, развернувшими большой отдел космонавтики в своём музее - дало свои плоды: работникам Алексеевского Музея родного края стала известна фамилия женщины из отряда космонавтов, имеющей к нашему посёлку самое непосредственное отношение. Это Надежда Васильевна КУЖЕЛЬНАЯ, космонавт НПО «Энергия» из 12 набора. Место рождения...

    Профессиональное сотрудничество с соседями - краеведами Алькеевского района, развернувшими большой отдел космонавтики в своём музее - дало свои плоды: работникам Алексеевского Музея родного края стала известна фамилия женщины из отряда космонавтов, имеющей к нашему посёлку самое непосредственное отношение. Это Надежда Васильевна КУЖЕЛЬНАЯ, космонавт НПО «Энергия» из 12 набора. Место рождения - посёлок Алексеевское Алексеевского района Татарской АССР.

    Родилась Надежда в ноябре 1962 года. Отец, Василий Иванович, работал водителем, мама - Людмила Ивановна (Козлова) воспитывала детей (со временем у Нади появились два брата - Виктор и Алексей). По всей очевидности, через несколько лет семья переехала на Украину, потому что школу она окончила уже в Кривом Роге, отдавая предпочтение пению и рисованию.

    Затем - три курса Днепропетровского инженерно-строительного института и… настойчивые действия по претворению в жизнь мечты о небе, самолётах. На первом же курсе Надежда поступает на планерное отделение днепропетровского авиаспортивного клуба, где получает 3-й разряд по парашютному спорту и 2-й по планерному. Но этого ей показалось мало, поэтому - перевод в МАИ и центральный московский авиаклуб, где начались серьёзные полёты на спортивных машинах «Як», «Су» и других, выступления в составе женской пилотажной группы «Ласточки» при ОКБ имени Сухого, по мастерству не уступающей пилотам «Русских витязей» или «Стрижей». Одна из тренировок едва не закончилась трагически: во время выполнения фигуры высшего пилотажа на одноместном «СУ-26» из-за сильнейших перегрузок сорвало крышку с масляного бака и фонарь кабины залило плотной липкой массой. Самолёт сажала практически вслепую, однако справилась. Не случайно в «Ласточках» ей доверяли любое место в летном строю.

    По окончании института Надежда Кужельная работает инженером, инженером-математиком в НПО «Энергия» им. академика С. Королёва. Вся атмосфера космической корпорации не могла не пробудить к жизни новую мечту: полететь к звёздам. 1 апреля 1994 года решением Государственной комиссии её отбирают в отряд космонавтов. 25 апреля 1996 года после сдачи зачётов Надежде присвоена квалификация «космонавт-испытатель». В июне-сентябре того же года она проходит подготовку в составе группы космонавтов по программе ОК «Мир». Далее - работа по программе МКС, а летом следующего года Кужельная утверждается бортинженером основного экипажа 1-й российской экспедиции посещения МКС вместе с Талгатом Мусабаевым, а с июля 2000 года - вместе с Виктором Афанасьевым. В это же время Надежда успевает родить дочь Катю (её муж - полковник запаса ВВС В. Морозов), и, не откладывая, вновь приступает к тренировкам.

    А вот далее стремительный путь к орбитальному вояжу даёт сбой. В декабре 2000 года Кужельную выводят из основного экипажа в связи с его переформированием (новый основной экипаж - Талгат Мусабаев - Юрий Батурин). Не вошла она в состав и следующих двух экипажей, которые полетели осенью 2001 года и весной 2002 года.
    Решение об исключении - чисто политическое. В те годы места на кораблях «Союз ТМ» продавали ино­странцам. Российские космонавты могли отправиться в полёт только в кресле командира - а для этого требовался опыт космических полётов…

    В 2001-м, после десятилетней работы в отряде космонавтов - изнурительных тренировок, напряжённых занятий, выматывающего нервы ожидания - Надежда увольняется из космической структуры. Фактически - на пенсию в неполные сорок лет. Она могла бы встать в один ряд с прославленными героинями космоса Валентиной Терешковой, Светланой Савицкой, Еленой Кондаковой, но - не случилось: эпоха перемен внесла свои коррективы в развитие блистательной карьеры.

    Но жизнь на этом не закончилась: боевитый характер не дал его обладательнице предаваться унынию, горевать по ушедшей возможности получить мировую известность. Надежда поступает в Ульяновское высшее лётное училище, а окончив его, становится пилотом гражданской авиации.

    Поначалу летает на «Ту-134», стоически перенося все сложности управления лайнером, спроектированного под пилотирование рослыми мужчинами, затем переходит на аэробус А-320. Полностью компьютеризованное воздушное судно ей, математику-программисту, подчинилось быстро, хотя работать на тренажёре во время учёбы приходилось… с часу ночи до пяти утра. Как выяснилось, попасть в лётный состав ничуть не легче, чем в отряд космонавтов - бешеная конкуренция высеивала многих даже среди мужчин, а уж из женщин на лётную должность попадала только одна из ста.

    И всё-таки Надежда доказала своё право быть пилотом. Сейчас она с удовольствием летает на аэробусе, который после суровой «тушки» кажется ей «настоящим раем». Как она чувствует себя в этой, тоже сугубо мужской, профессии (в нашей авиации женщин-пилотесс немногим более десятка, тогда как в США их на два порядка больше)? Вот фрагмент одного из интервью, в начале которого она отвечает на вопрос корреспондента о том, что, мол, командиру самолёта должно быть «в радость», если второй пилот - красивая женщина: «Иногда бывает и наоборот: у него проблемы дома, с женой, скажем, он выходит на работу - а тут сидит такая блондинка с кудряшками… и всё его раздражение выливается на меня». С пассажирами тоже бывали заминки, особенно раньше: большинство из них, не будучи сильны в чтении звёздочек на погонах, принимали прекрасного пилота за… стюардессу: «Пытались отдать подносы, попросить воды или сока. Но я их не разочаровывала - приглашала бортпроводницу»». Одним словом, сложностей хватает. И в то же время отрывок из другой беседы рисует ситуацию в ином свете: «Я думаю, что профессия пилота со временем станет женской. Потому что женщины более аккуратны и терпеливы. И самолет сажают более плавно, чем мужчины. А в современных лайнерах, где все на автомате, физическая сила уже не так важна, как аккуратность и внимательность».

    По словам нашей героини, если её дочь однажды скажет: «Хочу быть пилотом», она ответит: «Тебе придется отказаться от огромного количества вещей, много работать над собой и никогда не плакать, несмотря на то, что ты - девушка…» В этих словах ее собственный опыт, ее жизнь, в которой теперь она ни о чем не сожалеет. Надежда считает, что быть пилотом современного гражданского авиалайнера не менее престижно, чем космонавтом.

    Добавим к этому, что среди увлечений Надежды - игра на гитаре, теннис. Она является членом клуба «Авиатрисса», объединяющего женщин - членов лётных экипажей, кроме того, в октябре 2002 года принимала участие в телешоу «Последний герой».

    ***

    Итак, практически это всё, что на сегодняшний день известно о нашей звёздной землячке. В Музее родного края есть хорошая «космическая» экспозиция, основанная на материалах, предоставленных (ныне ушедшим из жизни) Львом Моховым, проходившим службу на космодроме «Байконур». Вполне возможно, что вскоре этот комплекс будет расширен данными о Надежде Васильевне Кужельной. К сожалению, все материалы о ней добыты из различных Интернет-источников - в нашем посёлке следы семьи пока обнаружить не удалось. И поэтому работники музея будут рады любой информации о Кужельных: ведь как всё-таки здорово, что в череде именитых алексеевцев, нашедших себя в самых разных земных ремёслах, есть и представительница профессии, место работы которой - заоблачная высь. Поистине: нет для наших ничего невозможного!

    При содействии сотрудников Музея родного края подготовил Юрий АБРАМОВ

    Реклама
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: