Заря

Алексеевский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Спорт

«Самба», «румба», «ча-ча-ча»...

В череде занятий, конкурсных ристалищ и хлопот с подготовкой к переводному экзамену заканчивает свой первый учебный год отделение спортивно-бальных танцев (СБТ) Детской школы искусств. Несмотря на круговерть дел, педагог курса Вадим ЗАХАРОВ согласился рассказать об этом новом для нас виде хореографии прямо в репетиционном зале в перерыве между занятиями.

- Вадим Сергеевич, вы такой нарядный и сияющий...

- День рождения! Встречаю на рабочем месте, поэтому готов ответить на все вопросы.

-Поздравляю! Но хочу сразу сказать, что вопросов будет много, так как ничего похожего на этот курс ни в ДШИ, ни в формате художественной самодеятельности у нас в посёлке ранее никогда не было. А теперь есть.

- Да. Два года я вёл ознакомительные часы СБТ на хореографическом и театральном отделениях, нынче набрал свой курс.

- Так что же это такое - «Спортивно-бальные танцы»?

- Это вид танцевального искусства со спортивной составляющей. Мы изучаем танцы европейской и латиноамериканской программ и участвуем в конкурсах, где судьи оценивают выступления участников по определённым критериям. Как и в спорте, танцорам, в зависимости от квалификации и достижений, в продолжение их карьеры присваиваются разряды и классы - от «Н» (начинающий) до «А» (мастер спорта), суперкласса и самого высшего - международного.

- Ваш курс...

- Пока это дети-«нолики», дошкольники. Занятия веду по своей авторской программе, апробированной в Чистополе, курс рассчитан на пять лет (пары) или три года (девочки- «соло»). За учебный год одиночки изучают по два танца, и эти шесть танцев имеют право исполнять без мальчиков. Программы такие: из европейской - медленный вальс, квик-степ (быстрый фокстрот) и венский вальс, из латиноамериканской - ча-ча-ча, самба, джайв. Те, кто имеет пары, обучаются пять лет и дополнительно осваивают из европейской программы танго и фокстрот, а из латиноамериканской - румбу и пасодобль. Конечно, есть в программе занятий и «станок» для отработки специальных бальных упражнений. После окончания обучения дети могут продолжать занятия по более сложной программе и тем самым повышать своё мастерство, нужное для успешного участия в турнирах.

Сейчас у меня в группе двенадцать человек, из них двое мальчиков, но в пары я их ставить не тороплюсь, потому что дело это непростое. Нужно присмотреться повнимательнее: имеют значение рост, темперамент, уровень подготовки и даже отношение родителей к занятиям детей. Так что буду пробовать ставить мальчиков в пары только на будущий год.

- Как показала себя группа на стартовом этапе?

- Пока всё хорошо, идём с небольшим опережением программы. Ребята танцуют девять танцев: шесть детских - берлинскую польку, вару-вару, летку-енку, «Весёлую стирку», «Весёлого слоника», «Локомотивчик», и три бальных: самбу, ча-ча-ча, медленный вальс. Летку-енку и несколько движений из самбы я добавил, когда увидел, что дети принимают предложенный уровень нагрузок и занятия в целом им нравятся.

- Какие-то трудности отмечали при работе с нашими детьми?

- Нет, но поначалу была лёгкая неуверенность. Дело в том, что бальные танцы, как никакие другие, требуют дисциплины, большой работы над собой, внимания к внешнему виду. Это своего рода элита танцевального мира. Просто боялся, что сельский менталитет победит. Но - и здесь огромная заслуга родителей - ни на одном конкурсе мне за деток не было стыдно. Причёсаны, как надо, все требования по костюму соблюдены: носочки, балеточки, купальники - однотонные. В этом возрасте косметика, стразы, расшивка не разрешаются, это пока рано. Мамы завели тетрадочки, куда записывают основные термины - все эти рамочки, шаги, наименования движений в том или ином танце; постоянно присутствуют на занятиях, следят за дисциплиной. Я занимаюсь только творческим процессом, поэтому дети запоминают движения и танцы гораздо быстрее.

- Как дети справляются с нагрузками?

- Стараюсь приучать к ним сразу - это очень важно. Немного упрощаю движения, но увеличиваю время занятия с 45 минут до часа. Дети привыкают и потом увереннее чувствуют себя на соревнованиях, на паркете, где большое количество отвлекающих моментов: много взрослых, много других детей, камеры, шум, строгие судьи и т. д. Ребёнок такого возраста может и расплакаться, и спрятаться от всех где-нибудь в уголке. К этому очень сложно подготовить, но наши юные спортсмены с такими проблемами справлялись уверенно, молодцы.

- А какие из танцев учебной программы детям нравятся больше?

- Определённо можно сказать, что детские танцы они принимают легче. Там простые движения, хорошо им понятные, - это как игра. В то же время они с полной серьёзностью подходят к основным танцам. Вы сами увидите на занятии, как они стараются держать линии, ставить ножки на носочки, где это нужно, высоко и прямо держать голову, следить за работой рук - всё, как и требуется. Конечно, движения танцев латиноамериканской программы несут в себе свои сложности - это всё-таки не наша культура, да и телосложение у бразильцев и аргентинцев немного другое, но мы пока не погружаемся в «латино» очень глубоко. Выручает то, что много детских песенок написано в ритмах Южной Америки, этого достаточно для начала работы.

- То есть начинаете с уровня чунга-чанги и от этого двигаетесь дальше...

- Да, примерно так (улыбается).

- А вообще с подбором музыки бывают какие-либо проблемы?

- Музыкальное сопровождение в спортивно-бальных танцах строго регламентировано: например, детям «ноль-соло» разрешается использовать только музыкальные треки без голосового сопровождения, с чётко выраженным ритмом и минимумом инструментов в аранжировке. Мы берём музыку, рекомендованную Союзом танцевального спорта России, - с официальных сайтов танцевально-спортивных клубов и у звукооператоров, занимающихся таким творчеством. Кстати, замечу, что такого понятия, как «музыка для моего танца», у нас нет. На занятиях мы используем одни музыкальные фрагменты, а на турнирах оператор включает то, что выбирает главный судья. Это непременный элемент соревнования: ребёнок должен распознать ритм танца, несмотря на другую мелодию, и всё чётко исполнить.

- Конечно, это совсем иная философия, чем в знакомом всем «современном танце», который мы регулярно видим и на телеэкранах, и на самодеятельной сцене...

- Да, там как бы полная свобода: танцевать можно под любую музыку, в любом характере, иногда импровизируя на ходу. Есть, конечно, и свои сложности - поддержки на руках, работа в партере, работа с пространством, партнёрами. Но «бальник» есть «бальник». Как вы заметили, современные танцы могут исполнять многие, а «бальников» - единицы. Прежде чем танцор сможет добиться идеальной лёгкости и красоты движений в рамках строгого набора танцевальных фигур, проходят годы упорного труда. У нас всё лаконично, всё выдержанно, всё подчинено стилистике танца, с которым ты вышел на паркет.

- С нашими детьми вы уже участвовали в конкурсах?

- Трижды. И скоро собираемся на четвёртый турнир, в Казань. Но прежде я проверил готовность детей на открытом уроке, куда были приглашены и родители, и другие хореографы посёлка. А в конце года будет экзамен. В будущем на переводном экзамене дети при соответствующей подготовке (сдаче на чистоту исполнения определённого количества танцевальных движений) смогут получать разряды, фиксирующие их текущую квалификацию.

Теперь о конкурсах. Пока мы выступаем в категории массового спорта. Дважды выезжали в Чистополь, один раз - в Нижнекамск. Занимали неплохие места, получали дипломы третьей, второй, а некоторые дети - даже первой степеней. Дипломов участников ни у кого не было, и это радует. Критерии оценок чёткие: баллы выставляются за то, как ребёнок держит линию, чувствует музыку, насколько точно исполняет движения танцев. Потом счётная комиссия обрабатывает оценки на компьютере и выводит средний результат по каждому танцу и за всю программу в целом. Как я уже говорил, дети весь комплекс конкурсных испытаний выдержали: сумели сконцентрироваться, не растерялись. И выглядели достойно, и выступили хорошо. Спасибо мамам, которые сопровождали детей в поездках и многое взяли на свои плечи. Костюмы, туфли, платья, оплата стартовых взносов, входов - все эти вопросы родители решают сами.

- Ваша цель?

- Стремиться к первым местам в спорте «высших достижений», где выступают дети, имеющие не только разряды, но и классы. Насколько преуспеем в этом - покажет время.

* * *

Любопытные личики, заглядывающие в класс, напоминают, что пришло время очередного занятия. Перемещаемся в концертный зал школы, где на освобождённом от кресел пространстве импровизирован танцевальный паркет. Мамы размещаются на периферии, детишки высыпают в центр зала. Включается музыка: разминка на детских танцах под финский «Пирожок» и другие весёлые мелодии. Юные танцоры повторяют движения, шаги, педагог ведёт счёт, поправляет неточности.

Затем начинается собственно занятие. Ча-ча-ча - только под ритмическую партию аккомпанемента. Медленный вальс - скользящие шаги, руки держат «рамочку» (так и не понял, что это такое, но - красиво!). Захаров иногда становится в пару к той или иной ученице, и тренинг на несколько мгновений превращается в танец. Самба - здесь Вадим Сергеевич даёт объяснений побольше, много показывает сам. Квик-степ отрабатывают в разных темпах. Педагог, время от времени поднимая с кресел то одного, то другого подопечного (конечно, уже устали, но как выработать выносливость без нагрузок?), строгим голосом требует от своих «ноликов» работы ног при неподвижном корпусе. Две девчушки, столкнувшись, затевают небольшую потасовку, но мамы тут же разводят их по разным сторонам зала, и занятие продолжается, несмотря на летающие там и сям «огненные молнии», которые мечут друг в друга глазастые соперницы. Окружённый детьми, хореограф, не обращая внимания на инцидент, стремительно скользит по залу, повторяя счёт: квик-квик-слоу, квик-квик-слоу... Ему некогда, ему нужно из этой старательной, но неумелой пока группы детей воспитать элиту танцевального мира. Или хотя бы танцоров, способных завоёвывать призовые места в спорте самых высоких достижений...

Визитка:

Вадим ЗАХАРОВ - житель Чистополя. Работает во Дворце творчества детей и молодёжи, где обучает бальным танцам разновозрастные группы детей. Имеет высшее хореографическое образование, танцует и сам (когда есть время), отдавая предпочтение танцам латиноамериканской программы. Продолжает учёбу для повышения квалификации хореографа и судьи танцевальных конкурсов. В Алексеевском, кроме занятий с детьми, ведёт взрослую хобби-группу, где молодые женщины занимаются танцами просто для собственного удовольствия.

Мнение мамы:

Яна НИКИТИНА: Здорово, замечательно!

Нам всё очень нравится. Дочь Полина занимается с удовольствием. Вижу, что её осанка стала ровнее, развилось чувство ритма. От занятий дочка не устаёт, наоборот, получает заряд энергии от танцев и общения. Всем родителям нравится, как педагог работает с детьми: ко всем одинаково внимателен, старается подбодрить, похвалить. Если видит недочёт, очень мягко объясняет, как нужно правильно выполнять движение. Настроены заниматься весь курс.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Следите за самым важным и интересным в Теlеgrаm - канале   газеты "Заря"

Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znacheniгазеты "Заря"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале
Подробнее: http://alekseyevsk.ru/news/v-respublike/deputat-gosdumy-popravki-k-konstitutsii-v-nauchno-tekhnicheskom-razvitie-imeyut-bolshoe-znachenie

 


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев